Hаталья Печёнкина

  Печенкина (Куницына) Наталья Александровна (р. 26.04.1956, г. Соликамск Пермской обл.). Окончила факультет иностранных языков ПГПИ. Преподавала английский язык в ПГУ. Переводчик. Живет в Перми.  

С какого периода мне начать? Начну с «доисторического». Мы с Пашей создали семью в 77-м году. Это был замечательный год, год змеи, кстати – год, который всегда ошарашивает какими-то неожиданными событиями, яркими впечатлениями, эмоциями... И буквально сразу мы окунулись в такую бурную жизнь. Я бы ни в коем случае не назвала эту жизнь богемной, да я и не стремилась никогда быть частью богемы. Я тогда была всего-навсего студентка выпускного курса института иностранных языков, над художественной проблематикой особенно не задумывалась, но мне всегда было интересно с необычными, творческими людьми. 

Самые первые знакомства у нас с Пашей появились в том незапамятном 77-м году. Раньше других в нашей жизни возник Толя Филимонов, который в то время только что вернулся из Москвы после окончания художественного института – вокруг него была очень живая атмосфера. Потом Мацумаро Хан, который всегда был источником какой-то нестандартной ситуации. Слава Смирнов, чета художников – Лемехов Леня и Ирина Лаврова – очень мне запомнились выставки первые Ирины как графика, они совершенно были вопреки тогдашней ситуации – какой-то свежий взгляд, очень информативные выставки, совершенно четко это я помню. И вот Валерий Жехов – он работал по дереву. Мы бывали в его мастерской, потому что Паша всегда отличался большим любопытством – может быть, это нас тогда и сблизило. 
131. П. Печенкин на Народовольческой, 42.

Но что-то прошло по касательной... Потому что было очень много встреч, знакомств, тусовок, как бы сейчас сказали – мы ведь все были активными, все вышли из комсомола, мы были частью того времени. Мы с Пашей посещали ФОПы – факультеты общественных профессий. Мы «изучали искусство». Благодаря этому ФОПу мы познакомились с замечательными людьми: искусствовед Доминяк – человек, который давал личностный взгляд на искусство и вообще на все, что происходило в жизни, Чувызгалов – «отец» нашей пермской фотографии. С Чувызгаловым мне потом пришлось сталкиваться не единожды – в связи с теми проектами, которые я вместе с английскими фотохудожниками делала. Чувызгалов настоящий очень, не искусственный человек, очень искренний.

Это то, что я могу вспомнить о “доисторических” временах.

 Собирались, в основном, конечно, на кухнях. Здесь я нового ничего не скажу. Собирались в мастерских художников. Я, честно говоря, сейчас плохо припоминаю, где, но – по мастерским, это точно. Собирались дома у Толи Филимонова. У него была маленькая однокомнатная квартира в Рабочем поселке, в старом доме – я не знаю, двадцатых годов, наверное, постройка. Он работал в основном дома, поэтому там мы всегда смотрели его новые работы, туда Ирина с Леней приезжали, Мацумаро очень часто там бывал. И к нам приходили, безусловно, к нам домой, хотя мы жили – тогда на Тургенева, в 29-м доме – в комнате с подселением. Жили мы с одноногим соседом дядей Мишей. Виталий этого дядю Мишу хорошо помнит, потому что это была очень колоритная личность. Вот Паша Печенкин, Виталий Кальпиди, Слава Дрожащих, Слава Смирнов – они, бывало, за бутылочкой, дядю Мишу позовут. А он инвалид, простой мужичок, без ноги, жена его бросила – и они, значит, с дядей Мишей “за жизнь”, дядя Миша в слезы, наши мужики тоже – там такие начинались “страдания”! Такие, скажем,  провокации. 

Мацумаро жил недалеко от нас, на Лебедева. У него была маленькая каморочка, комнатюшечка на Лебедева 48, на первом этаже. Так что он часто у нас бывал. Я помню момент, когда я впервые, так сказать, лицезрела (тогда его еще Виктор звали) Витю – в 80-м году мы с Пашей приехали откуда-то, с маленькой Ксенией – и вот он нас встречал на Перми II. Витя приходил часто, с какими-то безумными идеями, бунтарскими совершенно. Они в то время со Славой Смирновым общались, какие-то совместные у них были проекты, выставки, где-то они даже преподавали, несли знания в массы – воспитывали неправильно молодежь, как выяснилось потом, и за это поплатились – по крайней мере, Смирнов. 

То, что происходило в подвальчике у Жехова, я, честно говоря, нечетко помню. Это был какой-то философский клуб. Там была претензия на философию именно, это точно. Люди читали какие-то работы философские, а после этого писали на стене цитаты из них – то, что казалось стоящим. Конечно, это было интересно: обмен идеями, обсуждение. Но... Там люди были слишком разные, не было сложившегося круга, постоянно кто-то новый приходил. Из тех, кого я помню... Во-первых, Валера тогда делил свою мастерскую с Новодворским. Да уж... Но что я могу сказать определенно – Паша, как всегда, относился к 132. В. Кальпиди на одном из вечеров в кафе «Театральное». этому начинанию с большим энтузиазмом. Это было время, когда началось становление Паши как художника, как творца. Сколько я его помню, он всегда был романтиком. И, вероятно, это мне и импонировало в значительной степени, скажем так, это его качество замечательное. Тогда, наверное, это качество давало ему возможность мечтать. И мечтать о недосягаемом, может быть. Тем не менее в большей степени все его планы сбылись, и это замечательно, потому что Паша человек искренний, он всегда был искренним, в нем никогда не было притворства какого-то. А что касается встреч у Валеры, то я не думаю, что они какое-то большое значение имели – это было место, где люди ищущие могли найти крышу над головой и, может быть, найти единомышленников, не более, мне кажется. У каждого там были свои интересы, свои цели. Я думаю, что гораздо значительнее была все-таки мастерская на Народовольческой. Она действительно сыграла весомую роль в том, что эти люди, о которых мы говорим, состоялись как художники.

Но с мастерской Валеры начались, по-моему, какие-то проблемы – и клуб, вслед за Пашей, переехал под крышу ОНМЦ и “Молодой гвардии”. Дело в том, что Паша, отработав положенное ему время на заводе Ленина по своей основной профессии, которую он получил в политехническом институте, рвался в творчество. Он пока еще только нащупывал свои возможности. У нас в то время Ксения уже родилась, она была маленькая и требовала к себе много внимания, естественно, но я наблюдала очень пристально: ну, что же там Паша еще-то придумает?! Потому что он писал стихи, потом он увлекся искусством, он серьезно изучал историю искусства, увлекся фотографией – в политехе же были хорошие возможности в то время, там преподавали действительно творческие люди – Чувызгалов, например, вел фотодело на ФОПе. Паша тоже увлекся этим, а потом у него вдруг возникла безумная идея слайд-фильмов.

Это была целая маленькая эпоха – слайд-фильмы. Паша в то время уже читал какие-то серьезные книги о кино, мне они казались совершенно скучными, но он это, как всегда, с большим энтузиазмом, ему присущим, делал. И вот он начал экспериментировать. Он тогда работал у Бороздина, Бороздин дал ему на подержание проекторы, и Паша устраивал показы слайд-фильмов. Причем он всегда стремился к тому, чтобы у него была хоть маленькая мастерская – мы в то время жили вообще в общежитии, то есть это было еще даже до того, как нам дали комнату с подселением. В каких-то нечеловеческих условиях, как нам сейчас бы показалось, потому что там была комнатка десять метров, невозможно было даже пригласить кого-то в гости. Поэтому он хотел, чтобы была хоть какая-то возможность работать в служебном помещении. Он пошел работать к Бороздину в ОНМЦ, на Куйбышева – и там сначала происходили эти показы. 

Люди сидели и смотрели на экран – что там Паша капал разными чернилами и что там происходило под музыку – и это несколько ударяло по мозгам, я бы сказала. По крайней мере, это было нечто совершенно не похожее на то, что происходило за окном, в той жизни, совершенно дурацкой, курьезной какой-то, потому что это было за рамками. Само по себе это было уже хорошо. Я не знаю, что Паша вкладывал в эти свои слайд-фильмы, какие смыслы, но, по крайней мере, смотреть на экран было интересно. Там разные цвета, текстуры, все соединялось, переливалось одно в другое. Я даже не могу привести аналога, потому что... Позже появились лампы с подсветкой, где какие-то субстанции поднимаются, но это более примитивно. То, что Паша делал, было интереснее, потому что все эти краски, соприкасаясь с поверхностью, приобретали невообразимые формы – процесс неуправляемый – художник капнул краску, а дальше шел процесс. И конечно, это было своего рода протестом против формального подхода, этого соцреализма, который тогда просто оскомину всем набил совершенно.
133. П. Печенкин перед показом своего слайд-фильма «Метаморфозы». 1981 г.

Первый проект, который, по-моему, был действительно значим, – это “Кадриорг”.

Я помню, вначале это был текст. Это было первое мое знакомство с поэзией Виталия Кальпиди. Случилось это в 82-м году, насколько я помню. Была зима, и Паша принес какие-то листы. А поскольку я человек любопытный, меня всегда занимали интересы моего мужа, то я, естественно, со вниманием отнеслась к тому, что он принес – а он тем более еще предложил почитать. Хотя Паша это редко делал. Он отделял творческую жизнь от семейной. Я прочла это, и... Мне сразу запомнилось, врезалось в память то, что я прочла. Я не знаю, как объяснить, но, по крайней мере, это было очень эмоционально. Вот это мое первое знакомство с “Кадриоргом”. А потом – да, у них был проект – со слайдами, с музыкой, с текстом поэтическим. И я думаю, что, может быть, с этого момента у меня вообще возник интерес к современной литературе, в частности, к поэзии. Эта встреча потом имела очень большое значение в моей жизни.

Первая встреча наша с Виталием – она была мимолетной какой-то. Я сейчас даже не помню деталей, я только помню вечер в Театре юного зрителя, кажется, ранней весной 82-го года. Мы пришли туда вместе с Аидой – это первая жена Славы Смирнова, моя подруга ближайшая, я ее туда притащила. И я увидела тогда это... – я не знаю, даже трудно подобрать слова, потому что... Его появление на сцене – оно просто вообще перевернуло многое в моей жизни. Как это ни странно. Хотя в тот момент я об этом и не подозревала. С того момента прошло еще четыре года до того, как он стал очень важным человеком в моей жизни. Но его первое появление – оно меня просто сразило, потому что... Он был в джинсовой куртке, в джинсах, он стремительно вышел из-за кулис на сцену – и всё, сразу же захватил мое внимание, полностью, всецело. И вы же знаете, когда он читает стихи – это всё, уже ни о чем другом не думаешь. Вот это мое воспоминание о первой встрече с ним. 

А потом... Виталий уехал. Когда с первой семьей у него возникли проблемы, он уехал – в Челябинск вернулся. И я еще помню встречу мимолетную с ним, когда он покупал билет в кассах – это, наверное, не существенно, но я зафиксировала этот факт... – то, что он уезжает из Перми. А когда он вернулся, и надолго – это была уже совершенно другая история.

Да, он вернулся в 84-м. К тому времени Паша – он ведь постоянно что-то делал – уже в Москву ездил, пытался поступить в институт кинематографии... Паша очень много занимался самообразованием – нужно отдать ему должное. Он был очень целеустремлен в своем желании сделать то, что задумал. Он ведь не сразу решил, что будет заниматься кино, документальным, тем более. Это сейчас, с высоты сегодняшнего момента мы можем судить, что ему действительно удалось, а ведь в то время он метался, искал. Какие-то были совершенно безумные поездки – я помню их поездку на Дальний Восток, на агиттеплоходе «Корчагинец»... Там еще в этой же компании был Володя Сорокин, «арлекины»... Были такие непонятные моменты.

Хотя, да: из этого знакомства возникла Народовольческая. Илья Городинский из «Арлекина» – с Городинским они дискотеку на Народовольческой делали. Помню отлично эту дискотеку. В общежитии, цветомузыка такая, веселая. Да, именно с Народовольческой, когда вернулся Виталий, прошел последний показ “Кадриорга”, и это было действительно знаковое событие, потому что после этого их пути несколько разошлись. 

И Паше опять пришлось начинать все с нуля. Но не знаю, мне кажется, в любом событии всегда больше позитива в итоге. И вообще в отношении Паши я могу сказать, что он всегда был оптимистом. Ну и в итоге он попал на телевидение, т.е. все это его приблизило, так сказать, к заветной цели, он уже перестал ломать копья во ВГИКе, и он уже достаточно созрел как личность. Ведь... Не стоит забывать, что Паша вышел корнями из русской глубинки. 134. А. Вох на своем сольном концерте в Перми (акция городского Клуба поэзии). 1987 г. Если Виталий – это человек урбанистического мировоззрения, да и Челябинск – город большой, то Павел – человек ландшафта совершенно противоположного. Я помню, когда мы поехали с Пашей накануне нашей свадьбы знакомиться с его родителями, а они жили (мама его до сих пор там живет) в замечательном месте – город Ветлуга в Нижегородской области. Там такие просторы... Впечатление было просто ошеломляющим, потому что я вдруг увидела, что – боже мой! – так Россия это еще и вот такие места, куда можно только на машине или на автобусе, на ПАЗике каком-нибудь, трястись по дорогам часа два-три... Но есть чистые реки, какие-то безумные цветы, эти краски зеленые, этот уклад жизни сельской. Мы были в заброшенных деревеньках, где еще можно было найти в домах какие-то вещи совершенно потрясающие, лампадки, часы, из той, старой, эпохи – это все было на поверхности: вот, бери... Истоки-то у Паши там, оттуда. Поэтому, я думаю, и характеры ему удаются точные тогда, когда он рассказывает о вещах, которые ему близки и понятны. Это еще один момент, может быть, который помог ему стать художником именно в кинодокументалистике.

И для Виталия тоже эта история с запрещением показов в кафе «Театральное» – в принципе, нормальная была ситуация, привычная. Вот если бы этого не случилось – это был бы нонсенс. А так... Просто в очередной раз от него потребовалось мужество личное, потому что... Рук, конечно, в те времена на улицах уже не заламывали, но... Я бы не хотела говорить за Виталия, но были люди «по ту сторону», которые выполняли свою работу. Хотя, выполняли ее уже вяло, слава богу. 

Насколько я помню с самого первого дня нашего знакомства с Виталием, он всегда занимался самым главным – он писал. У него не было каких-то больших планов, он просто жил – и вот сама его жизнь в то время, как мне казалось, была его творчеством. Все, что он проживал – это в книгах. Это невозможно порой было отделить. Огромная удача наша, что мы получили возможность прикоснуться к этому. Я думаю – говоря о литературной ситуации в Перми – самое главное, что Виталий, несмотря на тяжелейший прессинг со стороны официальных каких-то литературных деятелей, журналистов, обстоятельств его личной жизни – отсутствия, элементарно, крыши над головой, отсутствия возможности зарабатывать себе на жизнь – это ведь не просто был его выбор – его поставили в очень жесткие условия – и вот в этих условиях он творил, он писал, он развивался. И самое главное, самое удивительное, что он был всех интереснее, интереснее всех вместе взятых. Это абсолютно очевидный факт. Хотя сам он не позволил себе ни разу высказаться негативно в отношении кого бы то ни было – я имею в виду собратьев по творчеству – того же Игоря Тюленева, к примеру (из тех, кто шел в противоположном направлении). И вообще – Виталий, конечно, скептически отнесется к этим словам, когда прочтет их, но... Многие считают, что Виталий человек агрессивный очень, даже писали о том, что он такой необузданный... Я знаю, что об этом говорили многие. Так я хочу сказать, что на протяжении тех многих лет, когда мы были вместе – не было ни одного момента агрессии или необузданности какой-то, грубости. Виталий человек глубочайшей нежности. Я в том смысле, что его восприятие жизни бережное и щедрое одновременно. Он очень щедро, очень открыто – всё на ладони: вот, бери – главное, чтобы было желание взять, понять, научиться. Я очень хотела, я пыталась, и я не знаю, насколько мне это удалось. Но мне повезло, его присутствие в моей жизни было огромнейшим везением – так оно со мной и останется навсегда.

Клубом поэзии Виталий стал занимался году в 86-87-м. Одно из первых выступлений в рамках клуба было – рядом с кинотеатром “Художественный” – в кафе «Грифон». У меня даже сохранился листок, где Виталий собственноручно написал, что он будет читать там, какие тексты. Но там не сложилось как-то, прошло одно или два выступления, и все. А дальше эти вечера продолжались в кафе “Театральное”. Виталий на них читал свои поэтические тексты, другие поэты тоже, разумеется. Это, кстати, было всегда – Виталий никогда “я” свое не выпячивал, потому что... Он человек самодостаточный. И мне приходилось наблюдать – мне просто чертовски повезло, я была первой слушательницей его текстов, и когда-то он просто наговаривал на кухне: вот просто сидит – и что-то такое... Я наблюдала. Но я никогда не стремилась фиксировать, не записывала ни в коем случае. Просто я наслаждалась ситуацией соучастия, скажем так, в этом процессе. И, конечно, когда он приходил и говорил: “Ну, так, Наташка, слушай”, – и начинал читать – то это было, как.... – я не знаю, даже невозможно с чем-то сравнить. Это были моменты счастья, может быть, хотя пафос такой дурацкий в этих моих словах... С одной стороны, очень интимные моменты, когда человек тебе читает, перед тобой, когда больше нет никого, кроме, может быть, котенка, – а с другой стороны, когда это уже на вечере поэтическом читается. Ну и всегда мне было интересно услышать его комментарий, потому что Виталий комментировал то, что он чувствовал, то, что он писал. Поэтому в отношении его “общественной” деятельности... я бы сказала, что ее не было. Было стремление, мне кажется, дать людям узнать, что есть поэзия, иная поэзия. А не та, которую официально пропагандировали. 
135. Участники турнира бардов Перми и Свердловска: второй слева Е. Матвеев, далее О. Новоселов, А. Кутелия, Л. Ваксман, Р. Абельская, Г. Перевалов (акция городского Клуба поэзии). Пермь, ДК строителей (ныне ДК профсоюзов), 1987 г.

На этих вечерах Лена Медведева бывала, Дрожащих, Нину Горланову он всегда, по-моему, приглашал. Ну, Паша всегда ходил. Посещал. Паша даже не просто посещал, он выступал, делился своим впечатлением. Эдик Сухов бывал. Ну, Эдик Сухов... Я с ним познакомилась уже незадолго до его смерти. И он остался для меня человеком, который мог искупаться в ванне с шампанским, например. Нет, не метафора – буквально. Я в то время определенно поверила, что так это и было на самом деле. Мы с Виталием потом общались с Манефой Ивановной, его мамой. Это было такое трогательное общение. Мы к ней ездили, Виталий очень хотел, чтобы время от времени, хотя бы в те моменты, когда он появлялся в Перми из Челябинска, чтобы мы с ним ее навестили. Потому что ей было очень тяжело – она потеряла самых двух любимых, близких людей – своего любимого человека и Эдика, своего сына. Она его обожала. Она его любила, как редко может любить мать своего сына, свое дитя. Это была очень восторженная любовь. А Эдик... Я, может быть, раза два его видела. Мы однажды с Виталием ездили, в обществе Владислава Дрожащих, на день рождения Эдика. Но длительного знакомства у меня с ним не было, а вскоре он погиб. 

Свердловские поэты приезжали. Когда Виталий оказался в первый раз в Свердловске, там он познакомился с огромной, можно сказать, толпой заинтересованных людей – с поэтами свердловскими. Из них я помню Женю Касимова, который тоже всегда был активен, Тягунова Романа, ну и других. Виталия там безумно любили, конечно. Кальпиди там любили. И, может быть, это сразу отличало Свердловск от Перми. Потому что я бы не сказала, что Кальпиди любили в Перми. Так уж сложилось, что Пермь в его жизни всегда играла очень значительную роль, на фоне Перми произошли важные события его жизни. Он здесь жил. А в Екатеринбурге его почему-то любили. 

Ну, во-первых, там был Аркаша Бурштейн, один из немногих любимых уже Виталием людей. Он, насколько я знаю, считает Бурштейна очень близким другом. И вот – “Письмо Бурштейну”. Я вам покажу оригинал. Порванный. В клочья. И склеенный мной. Кальпиди как-то раз решил все это прекратить – и порвал текст. По крайней мере, не захотел Аркадию этот текст посвящать. Но все-таки посвятил. 

И вот Виталий приглашал поэтов свердловских приехать в Пермь. Первая встреча состоялась в ресторане гостиницы “Турист”. Ну – там, конечно, Мокша. Мы лицезрели впервые Мокшу. С «культяпой» Мокша был, с повязочкой на лбу. В целом, конечно, это было настолько живое общение, удивительное, ни на что не похожее. Для меня тогда подлинное ощущение жизни было именно в тот момент и в том месте, где собирались все они... А потом мы выходили на улицу – и там была уже другая, какая-то скучная серая жизнь.

Собирались на той квартире нашей, на Тургенева, 29 – однокомнатная квартирка. Комната, как всегда, была Ксенией оккупирована – а в нашем распоряжении была кухня. Там вот и Касимов бывал, и барды, и Андрей Вох, не один даже раз, Гена Перевалов... Поскольку часто еще собирались у Долматовой Татьяны, то частично люди у нее размещались, частично у нас – дома у нас близко расположены, рядышком, удобно... Там тоже были разговоры, совместное общение, чтение стихов.
136. Один из вечеров городского Клуба поэзии (стоят: Н. Печенкина, Е. Касимов, К. Масалкин, В. Дрожащих, В. Кальпиди; сидят А. Застырец, А. Козлов). Пермь, 1987 г.

Виталий, конечно, как никто другой чувствовал современную поэзию, живое в поэзии. Ему всегда на вечерах удавалось этот срез сделать. И он всегда умел очень хорошо показать то стоящее, что было – в этом плане у него чутье очень точное. Вот по частичкам, по отдельным поэтам, выступлениям – ему удавалось создать картину того, что происходит на Урале вообще в поэзии. Виталий – человек региональный по своему убеждению. Вот что мне безумно в нем всегда нравилось тогда и нравится сейчас – для него заграница “все то, что лежит за пределами нашего дворика”. Это здорово. И со свердловчанами поэтому очень дружеские, какие-то родственные отношения сложились. И ведь первая книга Виталия вышла – в Свердловске. Но я не могу сказать об этом больше – я не участвовала в этой истории.

При этом мне всегда казалось, что в Перми Виталий как бы особняком. Он с любовью относился к Славе Дрожащих. А у Славы как-то получалось общаться с совершенно иными людьми, более того, людьми, настроенными враждебно к Кальпиди. Это трудно объяснить, но он часто бывал за той чертой, не с Виталием, скажем так. По-настоящему единомышленника здесь у Виталия не было. С Володей Абашевым у них очень доверительные отношения были, планы, дела совместные. Но тоже произошло какое-то отдаление. Когда две личности делают что-то совместно – у Виталия с Володей Абашевым это фонд «Юрятин», совместное детище, – все равно каждый рано или поздно пойдет своим путем. А Виталий всегда и во всем был бескомпромиссен. С одной стороны, это качество характера, с другой – безусловно, роскошь, правда?

27.11.2001 (Пермь)

 

Продoлжeниe K Oглaвлeнию