Кирилл Ковальджи

  Ковальджи Кирилл Владимирович (р. 14.03.1930, с. Ташлык, Бессарабия), поэт, переводчик. Окончил Литинститут (1954). Автор сборников стихов «Испытание» (1955), «На рассвете» (1958), «Голоса» (1972), «После полудня» (1981), «Высокий диалог» (1988), «Звенья и зерна» (1989), «Книга лирики» (1993), «Зерна» (1995) и др. С 1977 по 1990 – зав. отделом критики и член редколлегии журнала «Юность», руководитель поэтической студии при журнале «Юность». С 1992 главный редактор издательства «Московский рабочий».  

Наша поэтическая студия существовала уже два года, она уже успела привлечь к себе внимание творческой молодежи из других городов (подробнее о студии можете прочесть в журнале «Литературная учеба» № 5, 2002). По-видимому, Кальпиди пригласил нас от имени газеты – я уже не помню – позвонил или письмо прислал, но я попросил в «Юности», где работал зав. отделом критики и членом редколлегии, командировку в Пермь на себя и бессменного старосту студии Евгения Бунимовича. Это был первый наш «выезд» (в феврале 1982 года) – до этого к нам приезжали поэты из Питера (Драгомощенко), Одессы (Михайлик), Кишинева (Ольшевский), Канады (Кенжеев), Израиля (Генделев), Франции (Зейтунян). Для меня было неожиданностью, что в Перми возникла группа молодых поэтов, создалась творческая атмосфера, явно не уступающая известным культурным центрам России. Я знал только Алексея Решетова (то есть его стихи) и молодого Юрия Беликова (он тогда жил и работал где-то в области). Культурное оживление так называемой провинции радовало, я всегда верил, что из России (именно России, а не только Москвы) взойдут новые имена.

Время было застойное (последние месяцы жизни Брежнева), но мы не обращали на него внимания, жили будущим и предчувствием скорых перемен (они не заставили себя долго ждать). В студии, которой я занимался, был маленький остров поэтической независимости, маленький, но емкий: достаточно назвать имена Ивана Жданова и Нины Искренко, Александра Еременко и Алексея Парщикова. «Новая волна» еще не вышла на поверхность, почти не обозначилась в печати, но слух о ней опередил публикации. Думаю, потому нас и пригласили в Пермь.

Встретили нас тепло, в редакции собралось много народу, мы беседовали, отвечали на вопросы, спорили, потом перешли к чтению стихов и их обсуждению. Прежде всего, мне запомнились молодые, но вполне определившиеся поэты – Кальпиди и Дрожащих. В Виталии я почувствовал не только талантливого ершистого поэта, но и лидера, человека, обладающего заразительной инициативой и организаторскими способностями. Кстати, само понятие «молодые поэты» появилось в советское время и предполагало некую предварительную категорию, нечто вроде кандидатского стажа. На самом деле никаких молодых поэтов не существует. У поэтов бывает разный возраст, только и всего. В чем мы лишний раз убедились в Перми. Мы общались на равных.

С большим интересом я посмотрел слайд-поэму «В тени Кадриорга», хотя не был согласен с «теоретическим» ее обоснованием: Виталий и его друзья считали, что усилением поэзии послужат музыка и зрительный ряд. Я полагаю, что поэзия не нуждается в усилении, она самодостаточна. Иное дело – создание нового жанра. Скажем, кино. Но это синтетическое искусство и опять же вполне самостоятельное, не призванное усилить то или иное...

Однако слайд-поэма сыграла свою авангардистскую роль, за что спасибо ее одаренным создателям. Она сыграла свою роль и в Москве, когда была показана в конференц-зале журнала «Юность». В редакции были свои консерваторы, – я был доволен, что благодаря пермским поэтам на них повеяло чувством нового, его неодолимостью. Как вы знаете, потом со временем удалось выступить на страницах журнала «Юность» с тремя выпусками «Испытательного стенда» (к первому я предпослал свое вступительное слово, на которое охотно накинулись тогдашние «Правда» и «Комсомолка»), если не ошибаюсь, и у Виталия Кальпиди была тогда первая публикация в «центре». Слава Богу, пробивать поэтов «новой волны» уже было не так трудно, быстро менялось время. Помню, сложней всего мне пришлось с Иваном Ждановым в 1978 году, несколько стихотворений которого впервые появились в «Юности» после полугодовой борьбы. Старшие не понимали таких младших, им казалось, что дети (поэтическая смена) должны быть похожи на отцов. И действительно – выходили толстые сборники молодых поэтов, варьирующие по инерции вчерашние образцы. Где они теперь, те молодые?

Думаю, что «пермская школа» выделилась, обогнала соседние области, внеся свой заметный вклад в развитие русской поэзии, ее нового свободного ассоциативного стиля. 

13.01.2003 (Москва)

 

Продoлжeниe K Oглaвлeнию