« М А Р Г И Н А Л Ы »


Действующие лица, причастные к событиям уральского
андеграунда и упомянутые авторами книги «Маргиналы»

Кабанов Виктор, художник (Свердловск). Комментарий Е. Касимова (23.08.03): «Виктор Кабанов – художник свердловского андеграунда. Писал картинки, изображающие «свинцовые мерзости русской жизни». Менты, забирающие в «коробок» ангела. Автопортрет в гробу. Пионервожатая с лицом олигофрена. Когда все вылезли из подвалов – демонстративно в своем подвале остался. Как настоящий маргинал до сих пор пьет горькую. Однажды, когда канадское телевидение снимало осколки андеграунда, заявил в телекамеру, что он «великий уральский художник».

Кадикова Ирина Марсовна (р. 1973, Иркутская обл.), поэт. Жила в Челябинске, в 1999 эмигрировала в США. Публикации в журналах «Несовременные записки», «Уральская новь», «Урал», «Золотой век» и др. Автор поэтических сборников «21 стихотворение» (Челябинск, 1996), «Урсулинка» (Челябинск, 1998), участница «Антологии современной уральской поэзии» (Челябинск, 2003).

Казакова Римма Федоровна (р. 21.01.1932, Севастополь), поэт, переводчик. Окончила исторический факультет Ленинградского университета (1954). Жила в Хабаровске, работала редактором студии кинохроники. В начале 1960-х переехала в Москву, переводила поэзию с языков народов СССР. Участвовала в поэтических вечерах в Политехническом. Автор поэтических сборников «Встретимся на Востоке» (1958), «В тайге не плачут» (1965), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Страна любовь» (1980), «Пробный камень» (1982), «Сойди с холма» (1984) и др. Живет в Москве. [Инф.: Русские писатели и поэты. Биографический словарь. М., 2000] 54

Казарин Юрий Викторович (р. 11.06.1955, Свердловск), поэт. Окончил филологический факультет Уральского госуниверситета им. А.М. Горького, доктор филологических наук, доцент кафедры современного русского языка Уральского университета. Член Союза писателей России. Автор поэтических книг: «Погода», «Пекло и тепло», «Печаль» (1991); «После потопа» (1994); «Пятая книга» (1996); «Поле зрения» и «Походка языка» (1998), «Пловец», публикаций в журналах "Урал", "Октябрь", "Юность", "Роеsiа" (Милан, Италия). Лауреат литературных премий журналов «Юность» (Москва, 1990) и «Урал» (Екатеринбург, 1997), премии им. П.П. Бажова (1999). [Инф.: Rus-Art. Современное искусство Урала http://rus-art.com/ww/0/proza/kazarin/defaultr.htm?*;  Автограф. Екатеринбургские писатели о себе http://bazhov.ural.ru/Avtograf/kazarin.html]

Казаринов Андрей, одноклассник А. Попова, О. Галаховой (школа № 17, Пермь). Родился в 1958 (59?). Учился на романо-германском отделении филфака ПГУ. Окончил сценарный факультет ВГИКа. Стажировался в Голливуде, несколько месяцев работал в Праге по контракту (писал киносценарий). Досрочно окончив работу, вернулся в Пермь, где трагически погиб. [Инф.: Шумов К.Э.]  По версии А. Королева, умер в Москве. 

Калашников Юрий Александрович (р. 23.06.1952, г. Добрянка, Пермская обл.), поэт. Работал часовым мастером, электрослесарем, монтажником, грузчиком, строителем. Окончил Пермское культурно-просветительное училище (1977). Работал директором Дома культуры, руководителем ВИА (в Добрянке), режиссером дискотеки, слесарем, дворником. С 1985 живет в Перми. Член Союза писателей (1994). Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького в Москве. Руководитель литобъединения при Пермской писательской организации. Автор книг стихов: Облака и гнезда. Добрянка, 1990; Стынет вода в кювете. Пермь, 1993. [Инф.: Писатели Пермской области. Пермь, 1996] 

Калужский Александр, поэт, переводчик. Первый администратор свердловского рок-клуба, в 1988 менеджер группы «Наутилус-Помпилиус». Живет в США.

Кальпиди Виталий Олегович (р. 18.05.1957, Челябинск), поэт, издатель, культуртрегер. С 1974 по 1992 жил в Перми. Учился на филфаке Пермского университета, откуда был отчислен после первого семестра. Работал грузчиком, почтальоном, стропальщиком на заводе ЖБК. Член Союза российских писателей (1991). Автор книг стихов: «Пласты» (Свердловск, 1990); «Аутсайдеры-2» (Пермь, 1990); «Стихотворения. Вирши для А.М.» (Пермь, 1993); «Мерцание» (Пермь, 1995); «Ресницы» (Челябинск, 1997); «Запахи стыда» (Челябинск, 1999); «Хакер» (Челябинск, 2001). Лауреат премии им. А. Григорьева (1997), премии им. Б. Пастернака (2004). Участник I и II Международных фестивалей поэзии в Москве. Стихи переведены на 12 языков. Автор и вдохновитель ряда масштабных литературных акций. Организатор пермского городского Клуба поэзии (1987), инициатор издания книг неофициальных уральских авторов (серия «Классики пермской поэзии», 1992-93). Один из создателей пермского фонда культуры «Юрятин» (1994). Редактор журнала «Несовременные записки» (Пермь, 1996-1997), член редколлегии журнала «Уральская новь». Директор челябинского фонда культуры «Галерея». Автор проекта «Уральская литература – новая реальность», издатель нескольких десятков книг современных уральских авторов, составитель Антологий «Современная уральская поэзия» (Челябинск, 1996 и 2003), «Современная проза Урала» (Челябинск, 1997). Финалист премии «Малый Букер-2000» в номинации «лучший литературный проект». С 2003 директор региональных программ Издательского Дома «Фонд Галерея». Живет в Челябинске. [Инф.: Виталий Кальпиди: Хакер http://www.guelman.ru/slava/kalpidi/;  Современная русская литература с Вячеславом Курицыным http://www.guelman.ru/slava/writers/kalp.htm; Литературно-художественный портал Аркадия Бурштейна http://abursh.sytes.net/abursh_page/Kalpidi/about.asp; Вавилон: Тексты и авторы http://www.vavilon.ru/texts/prim/kalpidi0.html; Современная русская поэзия от Александра Ивашнева http://poetry.rema.ru/proekt/kalpidi.htm; РВБ: Неофициальная поэзия http://www.rvb.ru/np/publication/02comm/49/01kalpidi.htm]

Кальпиди (Субботина) Варвара Владиславовна (р. 1956), журналист. Окончила филфак ПГУ (1978). В разные годы корреспондент газет «Губернские вести», «МВ-Культура», телестудии «Авто-ТВ». Была женой поэта В. Кальпиди.

Кальпиди Елизавета Витальевна, дочь поэта В. Кальпиди. Родилась в Перми в 1978. Окончила исторический факультет ПГУ. 72

Камин В.Я., театральный критик, участвовал в работе пермского областного семинара творческой молодежи в «Звездном» в 1982.

Кантор Анатолий Михайлович, доктор искусствоведения (Москва), участвовал в работе пермского областного семинара творческой молодежи в «Звездном» в 1982.

Капридов Вадим Николаевич (р. 1963), художник. Окончил художественно-графическое отделение пединститута в Нижнем Тагиле (1986). График, книжный график, дизайнер. С 1986 работал художником-оформителем в Пермском книжном издательстве. С 1987 по 1992 работал в газете «Молодая гвардия»; оформлял литературное приложение «Дети Стронция». Член Союза журналистов. В 1992 уехал в Израиль. [Инф.: Семянников В.В.] 

Караджев Б. (см. Рабинович Б.Я.)

Карпов Юрий Сергеевич (1938-2003), фотограф. Длительное время до 1993 работал руководителем кинофотостудии ДК Культуры фабрики Гознак. [Инф.: Бороздин В.М.] 

Касаткин Николай Иванович (р. 10.03.1928). В конце 1980-х декан исторического факультета ПГУ, доцент кафедры истории древнего мира и средних веков. Затем работал начальником Учебно-методического управления ПГУ. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Касимов Евгений Петрович (р. 21.04.1954), прозаик, поэт, журналист. Из автобиографии: «Мой отец, Петр Христофорович Касимов, – болгарин, родом из села Андровка Запорожской обл., откуда всю семью выслали на Урал в 1930 году. Мать, Анастасия Егоровна (урожденная Кононова), – уральская казачка, дядя ее (Гневышев) был станичным атаманом в Еманжелинке. Я родился 21 апреля 1954 года в маленьком шахтерском городе Коркино Челябинской области. В шестнадцать лет, бросив школу, ушел работать в Челябинскую геофизическую экспедицию, в 1971 году по комсомольской путевке уехал строить Камский автозавод (КАМАЗ). В 1972-1974 служил в Советской Армии, после демобилизации окончил школу рабочей молодежи. В 1976 году уехал в Свердловск и поступил на филологический факультет Уральского государственного университета, где, впрочем, проучился недолго. /.../ С 1979 по 1982 жил в деревне Щелкун Сысертского района, писал стихи, рассказы, иногда короткие репортажи в районную газету «Маяк». В 1981 году поступил в московский Литературный институт им. Горького на заочное отделение прозы в семинар писателя Владимира Амлинского. В 1987 году защитился с оценкой «отлично». Работал в типографии «Уральский рабочий», в газете «Уральский университет», в театре кукол – сначала машинистом сцены, а потом и завлитом. Читал, где придется, лекции по литературе, был организатором поэтических вечеров и художественных выставок. В 1992 году пришел работать на городское радио «Студия Город», где вел новости культуры, литературную программу «Отражения», программу «Православный календарь» и вместе с И. Северовой ток-шоу «Под часами». Став главным редактором, организовал на радио культурный канал. В соавторстве с И. Северовой написал несколько пьес для детей – все они были поставлены в муниципальном Театре кукол. Как издатель, редактор и составитель издал несколько поэтических книг (Александр Еременко «Инварианты» и «Opus magnum», книги стихов Юлии Крутеевой, Евгения Ройзмана, Романа Тягунова, Дмитрия Рябоконя и др.) /.../». Участвовал в работе над «Антологией современной российской поэзии» (Мексика), «Антологией современной уральской поэзии» (проект В. Кальпиди) и др. антологиями, альманахами, журналами. Публиковал свои стихи и рассказы в журналах «Уральский следопыт» и «Урал». Один из авторов сборника «Нехорошая квартира». Участник Антологий «Современная уральская проза» (Челябинск, 1997) и «Современная уральская поэзия» (Челябинск, 2003)». Автор книг: Стихи. Екатеринбург, 2001; Город-призрак: Стихи. Екатеринбург, 2002; Пьесы и инсценировки. Екатеринбург, 2002; Бесконечный поезд: проза. Екатеринбург, 2003. В 1970-90-е квартира Е. Касимова в доме на ул. Малышева, 84 – один из центров литературно-художественной тусовки Свердловска-Екатеринбурга (творчество ее завсегдатаев представлено в сборнике «Нехорошая квартира», Екатеринбург, 1992). В настоящее время главный редактор газеты «Городские Куранты». [Инф.: Касимов Е.П.]

Касимова Елена, жена Евгения Касимова. 144, 262

Катаев Лев Борисович (р. 03.09.1954, г. Чусовой Пермской обл.), театральный режиссер. Учился в Пермском политехническом институте. Актер (с 1973), затем режиссер (с 1985) театра-студии «Арлекин». Сыграл главные роли в спектаклях «Бумбараш», «... И одна ночь», «В открытом море» и др. Поставил спектакли «Тиль», «Платонов» (совместно с И. Тернавским), «Брейгелландия», «Записки сумасшедшего» и др. Окончил Московское театральное училище им. Щукина (1987). С 1987 руководитель театра «Арлекин». [Инф.: Катаев Л.Б.] 

Кацпаржак Наталья Проталеоновна (р. 1947, Брест), художник, график. Окончила графический факультет Нижне-Тагильского педагогического института (1971). Член СХ (1985). Участник всероссийских, региональных выставок. [Инф.: Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987]

Квятковская Л., в начале 1980-х участница творческих встреч объединения «Эскиз» при газете «Молодая гвардия». 

Кекова Светлана Васильевна (р. 1951, на Сахалине), поэт. Кандидат филологических наук. Публиковалась в самиздатских журналах Ленинграда ("Часы", "Обводный канал") и Саратова ("Контрапункт"), с 1989 в официальной периодике. Четыре книги стихов: "Песочные часы" (1995), "Стихи о пространстве и времени" (1995), "По обе стороны имени" (1996), "Короткие письма" (1999). Шорт-лист премии Аполлона Григорьева (1999). Живет в Саратове. [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы. М., 2002-2003] 103

Кенжеев Бахыт (р. 1950, Чимкент), поэт, прозаик, литературный критик. С 1953 жил в Москве. Окончил химический факультет МГУ (1973). Один из учредителей поэтической группы «Московское время». Публикуется с 1972. Автор пяти романов и восьми поэтических книг, в т. ч.: Избранное: Лирика 1970–81 гг., Осень в Америке: Стихи 82–87гг., Стихотворения (1995), Пан, Сочинитель звёзд (1997), Снящаяся под утро (2000). С 1982 живёт в Канаде. Лауреат нескольких литературных премий, в т. ч. премии «Анти-Букер» (2000). [Инф.: Поэзия Московского Университета от Ломоносова и до... http://www.poesis.ru/poeti-poezia/kenzheev/biograph.htm] 52, 156

Кертман Лев Ефимович (01.09.1917 – 30.11.1987), историк, доктор наук (1961), профессор (1962). Окончил Киевский университет (1940). Участник Великой Отечественной войны, награжден орденами Отечественной войны I и II степени. В 1942-1949 работал в Казанском, Киевском университетах, в 1949-1987 в Пермском университете. С 1957 бессменный заведующий кафедрой всеобщей истории, а после ее разделения (в 1974) заведующий кафедрой новой и новейшей истории. Основатель пермской научной исторической школы. Сфера научных интересов – англоведение, культурология, методология истории, историография. Основные научные труды: «География, история и культура Англии» (1968), «История культуры стран Европы и Америки. 1870-1914» (1987), «Джозеф Чемберлен и его сыновья» (1990). [Инф.: Профессора пермского государственного университета (1916-2001). Пермь, 2001]

Кертман Лина Львовна (р. 15.07.1944, Киев), филолог, преподаватель литературы. Окончила ПГУ в 1966. Автор книги «Душа, родившаяся где-то: Марина Цветаева и Кристин, дочь Лавранса» (2000). Дочь С.Я. Фрадкиной и Л.Е. Кертмана. С 2000 живет в Москве. [Инф.: Горланова Н.В.]

Кетов Валерий Николаевич, пермский фотограф, журналист. [Инф.: Бороздин В.М.]

Кириллов Владимир, бард, в конце 1970-х участник неформального творческого объединения «Эскиз» в мастерской В. Жехова. 

Киршин Владимир Александрович (р. 1955, Веймар, ГДР), прозаик, журналист. С 1958 живет в Перми. Окончил Пермский политехнический институт по специальности «Автоматика и телемеханика» (1981). Работал инженером на кафедре в ППИ. Первая публикация в 1984. Автор проекта «Фонд неизданных рукописей» (с 1989): выпуск серии литературных, библиографических бюллетеней. В 1990 основал «Малый литературный фонд» с целью поддержки «естественного литературного процесса Перми». В самые бедственные времена искал спонсорские средства, из них выплачивал стипендии пермским литераторам, рассылал посылки к Новому году – с бумагой, канцелярией – подарки женщинам-писательницам, и т.д. Член Союза писателей (1992). Публикации в коллективных сборниках и альманахах «Истоки» (М.), «Литературное Прикамье-87», «Пульс-90», «Поиск-92», «Третья Пермь» (2000), журналах «Литературная учеба», «Несовременные записки», «Уральская новь», «Пермский пресс-центр» и др. Автор серии очерков о писателях Прикамья (А. Решетове, И. Христолюбовой, Л. Кузьмине, А. Кленове и др.), опубликованных в газете «Профсоюзный курьер». Автор книг: Майя: Фуга для струнного акцентуанта и выдающейся крокер-группы «Комиссия мысленного участия». Пермь, 1990; Ничья: Повесть. Рассказы. Пермь, 1991; Солдат на болоте: Сказка для больших и маленьких с одним началом и восемью концами. Пермь, 1997; Дед Пихто: Цикл прозы. Пермь, 2000; Частная жизнь. Пермь, 2003. Лауреат премии Пермской области в сфере литературы (2001). [Инф.: Киршин В.А.; Авторский сайт http://v-kirshin.narod.ru/]

 Из не включенного в книгу интервью с В. Киршиным (04.09.2003, АЛК): «Это был 77-й, может быть, год или 79-й... Модернизм тогда был дежурный жупел. Наши власти с ним боролись. Но ничего по сути известно не было – ни про модернизм, ни про авангардизм, ни про абстракционизм никто толком ничего не знал. А знать хотелось. Я, как и все, выковыривал сведения, выцеживал по крупицам из критической литературы. Жить-то среди советских схем, которые предлагались взамен естественного развития искусства, невозможно было. И – по какому-то наитию, потому что нигде ничего подобного я не видел – сам решил делать литературу визуальной. Т.е. чтобы напечатанный текст был еще и зрительно выразительным. И вот следствием такого желания стал мой пиратский роман «Веселый Роджер или Голубой чертополох романтизма». Я его печатал узорчато, криволинейно, прогалинки какие-то делал в тексте, потом эти прогалинки заполнял рисунком. И раздаривал своим друзьям главы из этого «произведения», обрывочного – допустим, пятая глава, следующая – тридцать четвертая глава... По сути дела я «изобрел» роман-пунктир, про который потом прочитал у Битова. Все эти главы были особым образом отпечатаны на машинке. У Риты Спалле, возможно, какие-то главы сохранились, там были посвящения ей: шхуна пиратская называлась «Санта-Рита», и т.д. В 80-е годы появились всякие буквенные Моны Лизы, портреты Маяковского, Высоцкого, выполненные на ЭВМ. А я на машинке «Башкирия» с широкой кареткой – вставлял туда лист, перегибал его по всякому, чтобы попасть в край, за поля выйти, это же самое интересное – выйти за поля. И мало того – Мона Лиза, к примеру, ведь была одной буквой отпечатана – допустим, «ш». А мой парусник можно было читать: паруса – миниатюрные истории, реи – диалоги, текст – пираты по реям развешаны... Делать было нечего, занимались ерундой всякой, кто во что горазд. Это была игра, конечно. Одну из глав я подарил Амиру Хайруллину, нашему приятелю – с условием, что она будет прочитана на теплоходе, объяснил, как, когда читать, после какой рюмки, что говорить до, что говорить после – целый сценарий расписал.

А еще был обожженный листочек – это немного другое. Я написал текст про грибы, растущие из стола, сюрреалистический такой. С похмелья, конечно, но ты пойми: про сюрреализм я тогда ничего не знал! Это уже потом, когда появился альбом сюрреалистов, появились слайды с их работами, я понял, что Дали – мой брат! А до этого я ничего не знал, все фантасмагории из жизни выпирали, из реальной советской действительности... К тому времени я делание фильмов уже забросил – я же прежде композиции делал, цветомузыку, причем не автоматическую – ручную: музыку сопровождал цветовой партитурой, причем в этом была драматургия какая-то – т.е. к литературе я шел через музыку, через кино.

Кстати, да... Году в 77-м, еще до знакомства с Пашей Печенкиным, я сделал клип – сначала для себя, для друзей. Изобразительный ряд – трюков накидал, анфиладу изображений – смонтировал, безадресно, т.е. любую музыку можно было под него положить, что я и делал – поучился универсальный клип. Можно было пускать его с любого места и даже задом наперед, и даже зеркально – если резкость навести, получалось любопытно. Я сначала показал друзьям, а друзья начали водить своих друзей. И вот одна девочка привела Печенкина. Так мы с Пашей познакомились, он меня пригласил к Валере Жехову, в этот подвал, мы там начали чаи гонять, о культуре говорить. В общем, Павлу понравилась сама идея, и он начал экспериментировать с какими-то реактивами, кислотами, глицерином, развивать эту идею, и, по-моему, развил ее до предела. Ну и для своих показов он мне заказал автоматику. Он же использовал несколько диапроекторов, и эти проекторы должны были включаться каждый в свою секунду – т.е. надо много рук. Я предложил ему сделать автомат – шестиканальный синхронизатор. Паша Печенкин – он же закончил АСУ, он электрик. Он никакой не режиссер, он электрик! Поэтому разговор у нас был профессиональный. Я хотел все сделать бесплатно, но поскольку... Паша – он играл в продюсера уже тогда. Это была забавнейшая картина! В советские времена – продюсер – непонятное существо какое-то, и вот это непонятное существо туда-сюда сквозило, что-то организовывало, находило какие-то деньги – он с кем-то расплачивался, нанимал кого-то. Ну и для смеха я ему сказал: «Давай! Плати – будет». Потом у него эта установка сгорела. Чего уж он с ней – кофе, что ли, пролил. Я пришел к нему на Народовольческую – там все закопченное. «Посмотри, – говорит, – может, можно починить?» Он испытывал ее в предельных условиях. Потому что самое интересное всегда – это же универсальное правило – происходит на пределах диапазона. Тогда у него все как-то разом повалилось, посыпалось – и установка, и планы... Пашины планы! О! «У меня, – говорит, – будет стеклянный пол!» 

И вот, уже имея некий опыт, я записал это видение свое про грибы и визуально его оформил... Потому что записать видение на прямоугольную бумагу – это ведь неправильно, нельзя. И я поджег одну сторону листочка, аккуратно так, стараясь, чтобы строки сходили на нет в обожженный край – и запись заработала. Я увидел, что сам текст уже не имеет значения – листочек был так хорош, что я его повесил на стену. Потом пришел Чернышев ко мне домой, с Финочкой, и сказали: «Это концептуализм». Вот такое слово я впервые услышал от Чернышева, сразу вцепился: «Объясни, что это такое». Но он то ли не смог объяснить, то ли не хотел – не помню уже. В общем, прошло долгое время, прежде чем я разобрался, что к чему.

Я тогда жил на Плеханова, таскал в дом – ну всякую дрянь, с точки зрения здравого смысла. Обои были расписаны формулами, на стене висела здоровая такая рама... А! Акция у меня была – «Выращивание цветка из шампуня». Выращивание началась с чего: я пошел по знакомым просить флакон шампуня. У меня был шампунь, но советский, в скучной бутылочке. А мне нужен был польский шампунь. Я приходил и говорил: «Люся (Катя, Валя), у тебя есть польский шампунь?» Обошел с десяток, пока не нашел то, что мне надо – замечательный вычурный флакон несоветского вида, уже пустой. Я его выклянчил, проколол сбоку дырку, налил воды, вживил туда отводок, он давай расти, и вот вырос цветочек – это был мой друг, единомышленник. Какой-то вьюн. Я его уговорил, и он давай расти, и он пошел, и он похилял. Флакончик я поставил в раму, повесил это все на стену – как будто бы шампунь сошел с ума. В общем, заходят Чернышев с пьяным Финарем (Финочко, т.е.), видят – на стене пустая рама, в ней закреплен флакончик, из него свешивается цветочек, и все это как бы парит в воздухе. Тут-то я и услышал: «концептуализм».

И вот в эту раму – я в нее то цветочек, то обожженный листочек с текстом, то воблу вяленую – в общем, дежурные какие-то вещи вставлял. Нет, я не был художником! Я никогда и не думал о себе, что «я – художник». Но я этим жил. И пропустить мимо «объект» я никак не мог.

А дальше я начал работать с текстом уже системно. В 1984 году написал рассказ, который решил показать людям – сначала Паше Печенкину – «Нищий принц или Поселение подкожного клеща». Печенкин меня к Решетову отправил. Потом этот рассказ был напечатан в «Детях Стронция».

Мне и до сих пор нравится заниматься оформлением своих текстов. Как-то раз сделал книжку в одном экземпляре – «Дед Пихто» – это был целый «проект»: я написал текст, отпечатал его на страничках нормального книжного формата, «проиллюстрировал» вклеенными предметами, переплел в твердый переплет. Потом мне сказали: это книжка-перформанс, бук-арт. Ну, может быть...

Вот так я занимался этим для себя. Это сейчас, с нынешней точки зрения, какие-то литературные круги очерчиваются. А тогда это была просто жизнь. Все намерения, как правило, были стихийными. И попойки были стихийными. Не было плана, что вот пойду-ка я войду в кружок литературный и как-то там пофунциклирую. Нет – просто кто-нибудь из нас, глядя в окно, вдруг говорил: «Ну и погодка...» – «Да, погода-то что?» – «Да шепчет...» И – начинала разворачиваться сюжетная линия сбрасывания, покупания, выпивания... Порой этот ритуал нас тащил – не мы, а он нас – и такое бывало. 

А намеренный опыт социализации литературной я предпринял уже гораздо позже, ближе к девяностым, когда организовал «Фонд неизданных рукописей». Тогда все что-то организовывали. Запольских тогда кинулся организовывать кооперативное издательство, эта мысль поселилась в его голове на долгие годы. Сейчас он журнал фантастики выпускает. И у меня тогда тоже начали возникать какие-то идеи – что можно сделать самому нечто вроде журнала. У меня была совершенно четкая позиция, как должен появиться журнал. Идея такая: журнал должен исподволь рождаться. Исподволь, с нескольких экземпляров. Чтобы не было по-советски не нужных изданий. Чтобы наоборот, его выхватывали друг у друга и читали. Журнал, который я задумал, должен был начаться с нескольких экземпляров, ощупью – постепенный поиск интересных тем, интересных людей, объединение круга людей, одновременно расширение круга тем – журнал должен был расти, развиваться, как живое существо, из зародыша. Вот такие «эмбрионы» я время от времени и предлагал. Одним из первых был бюллетень «Фонда неизданных рукописей». Потом этот фонд развился в «Малый литературный фонд». Потом я попытался сделать при Союзе писателей информационный бюллетень – именно с целью развития. Т.е. я все время делал присадки различных тем, зацепки, на которые люди могли бы отреагировать с интересом – и тогда бы эти присадки можно было расширять, расширять, делать интереснее и интереснее. И вот тогда бы получился хороший журнал. Но... По независящим причинам... Отклики на мои бюллетени были, но их было мало, недостаточно для того, чтобы дальше это дело развивать. И я переключился на другие проекты.

А про дом Медведевой, который я упомянул в «Частной жизни» [1]... Вообще, мне очень жаль, что я потерял рукопись рассказа, в котором все эти тусовочные места описывал. Этот рассказ, кстати, получил премию фонда «Сотрудничество», в жюри была Комина, она прочитала и пожелала со мной познакомиться – вот тогда мы с ней впервые встретились. Рассказ был как раз об обстановке, о людях, которые там тусовались, и был передан этот сумбур... Сумбур, конечно же, был густой. И воспоминания у меня несколько не упорядоченные. Я помню, что к Медведевой меня привели две дамы – под локоть слева, помню, меня вела Рита Спалле, под локоть справа – Люда Тарасова. Про которую Кальпиди как-то раз сказал, что у нее ноги Клаудии Кардинале (после этого Люда полюбила скакать по столам, танцы, канкан исполнять на всех застольях). И вот пока они меня вели, семь раз повторили: «Ты только ничему не удивляйся!» Я все спрашивал: «А что такое?» – «Там Русь! Там Русью пахнет!» И так семь раз. Ну, где она, Русь-то? Приходим на улицу Александра Матросова, подходим к избушке, там система постукиваний каких-то, позвякиваний, покрикиваний... Открывается дверь, выходит стройная девушка – Лена Медведева, и голосом совершенно пиратским говорит: «Здорово, ребята, чего вы орете так?!» Голос у нее всегда был простуженный, с детства, как потом выяснилось, где-то на Колыме она его подсадила – потом она все это подробно рассказала за бутылкой портвейна, спела песни, мне так понравилось! Сладкий портвейн, хорошие песни, друзья... Ну и картины там, конечно, были потрясающие. Однажды прихожу... Ну, вот как описать избу – которую давно уже ждут под снос? Ее вот-вот должны сломать – и вот половина комнат закрыта, туда уже не ходят и не топят там – странные, холодные комнаты, меблированные и, кстати, без особого бардака. Единственное что в серванте, например, стояли валенки. Тут же люди сидят, стихи читают, вино пьют. А в винных парах так вообще ощущение нереальное – Дали, Босх, рыбьи хвосты, маленький Никита на горшке, горшок на стуле... Такие пирамиды причудливые. При этом в доме нельзя курить и пахнуть табаком – нельзя! Одним словом, место очень живое и странное.

Но, вообще-то говоря, мест тусовочных было много – у Риты Спалле, у Лаврентьева, у Кальпиди на Якуба Колоса одно время, у художников по мастерским. В Балатово, в Мотовилихе, на Куйбышева подвал... Да, в общем, подробно так уже город был обжит...». 

[1] Киршин В. Частная жизнь // Пермский пресс-центр. 2001. № 11

Киршина (по первому мужу Унру) Марина Георгиевна (р. 1957), журналист. Окончила филфак ПГУ (1980). Зав. отделом социальных проблем газеты «Профсоюзный курьер». Живет в Перми. Жена писателя В. Киршина. [Инф.: Киршина М.Г.]

Кленов Александр Николаевич (1956, Саратов – 2004, Пермь), журналист, поэт. С 1973 живет в Перми. Сотрудничал с газетами «Молодая гвардия», «Вечерняя Пермь», «Звезда». В 1980-е член литобъединения при пермском отделении СП. Стихи публиковались в журналах, коллективных сборниках и альманахах «Истоки», «Молодая гвардия», «Уральский следопыт», «Литературное Прикамье» и др. Автор книги стихов «Окно» (с предисловием А. Решетова), Пермь, 1988. [Инф.: Кленов А.Н.] 

Клепиков В.И., в конце 1980-х зав. отделом критики журнала «Урал». 255

Климов Андрей Аркадьевич (р. 09.11.1954), депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва с декабря 1999 г., член депутатской группы "Регионы России".

Климовских (Попова) Наталья Алексеевна, художник. Родилась в Перми. Окончила Пермскую художественную школу и строительный техникум. В середине 1950-х работала художником в газете «Молодая гвардия», затем художником-декоратором в Драматическом театре, в середине 90-х в Пермском академическом театре оперы и балета. С конца 1990-х живет в Красноярском крае, в общине Виссариона. [Инф.: Зиф Б.Л.] 

Клыков Вячеслав Михайлович (р. 19.10.1939, с. Мармыжи Курской обл.), скульптор, общественный деятель. Окончил Курский педагогический институт, Суриковский институт. В 1985-87 член Патриотического объединения "Память". С конца 1993 член Совета Российского Земского движения, с 1996 член Президиума и сопредседатель Движения. В 1995 член Национального комитета Социально-патриотического движения "Держава". Президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Президент Славянского Экономического союза. Глава Всероссийского Соборного Движения (с 1996). Лауреат Государственных премий. В Перми авторству В.М. Клыкова принадлежат несколько монументов, в том числе «Памятник героям фронта и тыла» и «А.С. Пушкин» – популярные персонажи городского фольклора.

Ключерева Валентина Алексеевна (р. 1948). Окончила МГУ. Работала редактором краеведческой литературы, затем художественным редактором Пермского книжного издательства. В настоящее время живет в Ярославле. [Инф.: Гашева Н.Н.]

Ковалев Станислав Романович (р. 1935, Уфа), график, художник книги, живописец. Окончил Ленинградское художественное училище (1954). Оформил несколько десятков сборников волшебных сказок (сказки Пушкина, Ершова, братьев Гримм, сказки народов мира). Участник многочисленных международных книжных выставок-ярмарок (Москва, Германия, Болгария и др.), всесоюзных, региональных и т.д. Живет в Перми. [Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987] 

Ковальджи Кирилл Владимирович (р. 14.03.1930, с. Ташлык, Бессарабия, ныне Одесская обл), поэт, переводчик. Окончил Литинститут (1954). Работал журналистом в Кишиневе (1954-59), консультантом в аппарате правления СП СССР (1959-70), зам. главного редактора журнала «Советская литература (на иностранных языках)» (1970-72), зав. отделом журнала «Литературное обозрение» (1972-77). Зав. отделом критики и член редколлегии журнала «Юность» (1977-90), руководитель поэтической студии при журнале «Юность» (МТО Московского горкома ВЛКСМ). С 1992 главный редактор издательства «Московский рабочий». Автор книг стихов «Испытание» (1955), «На рассвете» (1958), «Голоса» (1972), «После полудня» (1981), «Высокий диалог» (1988), «Звенья и зерна» (1989), «Книга лирики» (1993), «Зерна» (1995) и др. Автор книг прозы: «Пять точек на карте» (1965), «Лиманские истории» (1970), «Свеча на сквозняке» (1996). Переводил поэзию народов СССР. Член СП России (1956), член Русского ПЕН-центра. [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы. М., 2002-2003.]

Козерчук Аркадий Леонидович (р. 09.05.1953, г. Измаил Одесской обл.), автор арт-проектов, электронных галерей искусства Екатеринбурга, коллекционер современного искусства. В 70-80-е активно занимался самиздатом произведений Набокова, Платонова, Булгакова и т.д. Окончил химико-технологический факультет Уральского политехнического института (1975). Работал начальником лаборатории разработки технологии больших интегральных схем на оборонном НПО. Заместитель директора по маркетингу в программистской фирме. Организовал производство сайта «Rus-Art», а также двух CD, посвященных проблемам культуры (раздел "Галерея искусств" на CD "Инвестиционный климат Екатеринбурга", 1999; CD "Культура Среднего Урала. Традиции и современность", 2000). В эти же годы редактор созданного им раздела "Искусство" в журнале полиграфии "Графо". [Инф.: Козерчук А.Л.]

Козлов Андрей (р. 29.05.1956), литератор, журналист, продюсер альтернативных культурных проектов в Екатеринбурге и Перми в конце 1980-х годов. Адресат стихотворения А. Еременко «Привет тебе, блистательный Козлов». Автор популярнейших в творческой тусовке юмористических миниатюр («0,007% гласности» и др.), рассказов («Ёлка в Горках», «Жизнь поэтов»). Публикации в Антологии «Современная проза Урала» (Челябинск, 1997), журналах «Несовременные записки» (художественно-мемуарная проза «Детство, Отрочество, Юность и Мои университеты»), «Золотой век» и т.д. В 90-е годы под именем Ананта Ачарья дас один из лидеров общества Сознания Кришны на Урале. Живет в Екатеринбурге. [Инф.: GIF.ru – Искусство России. http://www.gif.ru/people/kozlov/city_266/fah_296/; Литературно-художественный портал Аркадия Бурштейна http://abursh.sytes.net/abursh_page/Kozlov/about.asp]

Козлов Владимир, поэт, упоминается в мемуарах А. Бурштейна.

Козлов О., автор публикации о поэтическом вечере в кафе «Театральное» в газете «Молодая гвардия». 54

Козлова Ольга, жена А. Козлова.

Кокошко Юлия Михайловна (р. 07.10.1953, Свердловск), прозаик. Окончила филфак Уральского университета (1976) и Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1986). Работала в библиотеке, с 1980 – на Свердловской киностудии, с 1992 – лаборантом на кафедре риторики УрГУ. Автор книг "В садах..." (Екатеринбург, 1996), «Приближение к ненаписанному» (Екатеринбург, 2000), «Совершенные лжесвидетельства» (Екатеринбург, 2002). Лауреат премии им. Андрея Белого (1997). Автор публикаций в журналах «Урал», «Несовременные записки», «Уральская новь», «Уральский следопыт», «Золотой век», «Комментарии», «Новое литературное обозрение», «Преображение», в коллективных сборниках «Июльские холода» (Свердловск, 1991), «Ожидание» (Свердловск, 1988), «Антология современной уральской прозы» (Челябинск, 1997), «Современный екатеринбургский рассказ» (Екатеринбург, 1998). Автор сценариев: "Каждый выбирает для себя" (док., 2 ч., Свердловская киностудия, 1987), "Воспоминание о старом спектакле" (док., 3 ч., Свердловская киностудия, 1988), "Выбивший оставил вещи: чемоданы, книги, тетради..." (док., 4 ч., Свердловская киностудия, 1989), "Василий Ерошенко" (док., 3 ч., Ростовская студия кинохроники, 1990) и др. [Инф.: Современная русская литература с Вячеславом Курицыным http://www.guelman.ru/slava/writers/kok.htm; Автограф. Екатеринбургские писатели о себе http://bazhov.ural.ru/Avtograf/kokoshko.html; Литературно-художественный портал Аркадия Бурштейна http://abursh.sytes.net/abursh_page/Kokoshko/about.asp]

Колегов Марк Давыдович (р. 04.04.1950, д. Моховая Чайковского р-на Пермской обл.), литератор. После окончания 8 классов переехал в Пермь. В 1969 окончил строительное училище № 39. Работал на стройках Урала и Сибири. В 1975 поступил на филфак Пермского педагогического института (не окончил). В 1970-80-е годы посещал литобъединение при Пермской областной писательской организации, участник неформального клуба «Эскиз». С середины 80-х вошел в общество Сознания Кришны, под именем Махотсаха дас. Выпустил несколько сборников стихов: «Лазоревки» (Чайковский, 1998); «Пряселки» (Пермь, 1999); «В гостях у дедушки» (Пермь, 2000); «Околица преясная» (Пермь, 2001). Живет в деревне Моховая Чайковского района Пермской обл.

 Из не включенного в книгу интервью с М. Колеговым (15.12.1998, АЛК): «На этих собраниях в подвале Жехова тема искусства была центральная, связующая. Всё спорили, что-то доказывали – буквально всё гудело... Не всё, конечно, получилось, что задумывали. Кто-то со временем отошел от искусства. Сейчас – время распорядилось – мы редко видимся.

Собирались, сбрасывались на чай, кто-то шел покупать. Садились по кругу, стихи читали. Рецензий не было – просто стихи слушали. И вот с вечера и до утра. Там клубилось это всё – котельня... Клубы дыма, и в облаке дыма художники, поэты... Как у Горького в «На дне»... В то же время, друг другу открывали глаза. Для меня Валера Жехов многое открыл – в том, как рисовать. Он при мне работал, я наблюдал. Жехов – он был в это время старшим среди нас, что ли – очень рассудительный, выделялся по познаниям. Сальвадора Дали, Делакруа, футуристов, кубистов, экспрессионистов – он знал всё.

И в литобъединении при Союзе писателей (всё вокруг стихов) я тоже участвовал. Коля Бурашников там был, Востриков, Саша Меркушев. После литобъединения закрывались в подвальчике – начиналось застолье, и опять же – до утра.

Больше я общался с Болотовым. Вот буквально – на такси приезжали к нему домой, компаниями, с вином – это продолжалось годами. Сгубила его популярность. Мы знали, что разрушаем его здоровье. Но – врывались! Крепкое вино... «Ну что, ребята, по рублю? Поехали к Вите?» – «Поехали!» И вот: такси, и мы уже летим. С гитарой, с вином. Мы просто неуемные были! Средь ночи ходили в баню, прыгали в снег. Просто вприсядку плясали по полчаса – пот градом, вспрыгивали на стол, цитировали стихи, импровизировали – у Болотова, у художников – везде, где бы мы ни собирались. Жили очень весело. Друг друга в гости звали, тяга была друг к другу. Чувство общения – его ничем не заменишь.

Я пробовал печататься в коллективных сборниках, но время было какое... Тягостно это все. Но все, что делается – к лучшему. Так я многие глупости не напечатал. 

И вот – все бурлило: поиск, брожение. Шел анализ внутренний. И когда мой друг приехал из Ленинграда, привез тайком Бхагават Гиту (85-84-й год)... Он зашел – я сидел на кухне, едва живой. Он зашел, говорит: «Вот, что я привез». Я увидел: «Вот это мне нужно». Он говорит: «Обещал другу». Я спрашиваю: «Как так? Зачем тогда мне показал?» И пришлось – год ждал, когда освободится книга. И потом настал этот момент. Я прочитал эту книгу от корки до корки, настолько она меня захватила. Вот это – мое. Другие священнописания я читал, поскольку люди советовали. А тут – мне захотелось дальше, в Индию, потрогать все – ведь как?! там Господь! – прикасаться к Его вещам. Это же надо – Его сандалии! Я до сих пор ошеломлен этим: как так?! В этих сандалиях ходил Господь! – их нам на голову ставили. Или – расплавленный камень. До сих пор в какой-то трепет впадаю, когда вспоминаю это, туда переношусь душой».

Колобянин Антон Валерьевич (30.10.1971, Пермь), поэт. Учился на филфаке ПГУ (не окончил). Автор книги «Центр дождя» (Пермь, 1997), публикаций в журналах «Несовременные записки», «Урал», «Октябрь», «Уральская новь», «Арион». Участник коллективного сборника «Антология тишины» (Пермь, 2002), участник Антологии «Современная уральская поэзия» (Челябинск, 1996, 2003). Живет в Перми.

Комина Римма Васильевна (30.05.1926 – 12.10.1995), доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Пермского университета. Родилась в г. Златоусте Челябинской обл. Окончила филфак (1949) и аспирантуру (1952) при МГУ, работала Ученым секретарем филфака МГУ (1952). Ученица А.А. Белкина, участница его филологического кружка. Единственная из членов Ученого совета МГУ проголосовала против осуждения А.А. Белкина, после чего (1956) была «сослана» в Пермь, где возглавила кафедру русской литературы Пермского университета. Пермское «дело Коминой», начатое по политическим доносам (1964), стало предвестником окончания эпохи оттепели. В ходе «дела» была рассыпана верстка сборника материалов Межвузовской конференции «Современная советская литература (новые течения, направления, жанры, стили)» (Пермь, 1966), резко ограничены перспективы научного роста авторов сборника из числа студентов и сотрудников кафедры, сама Р.В. Комина неоднократно подвергалась жестким партийным взысканиям. Личность Коминой стала символом демократизма и свободомыслия для нескольких поколений воспитанных ею пермских филологов. В условиях непрерывной идеологической травли и обвинений в политической неблагонадежности, Коминой удалось не только сохранить кафедру, но и поднять ее научный потенциал до столичного уровня. Сфера научных интересов Р.В. Коминой была чрезвычайно широка: история и типология литературного процесса XIX-XX вв., духовная культура Урала, театральная жизнь Перми и т.д. Она автор нескольких монографий и учебных пособий (среди них «Современная советская литература: художественные тенденции и стилевое многообразие», 1984; «Над страницами русской классики», 1991), множества статей в академических изданиях, в газетах и журналах. Составитель и редактор ряда сборников: «Типология литературного процесса», «Вестник Пермского университета» и др. [Профессора пермского университета (1916-2001). Пермь, 2001]

Комлев Андрей Петрович (р. 1947, Свердловск), писатель. Окончил филфак УрГУ (1989). Работал в редакции журнала «Уральский следопыт». С 1992 член СП, руководитель Екатеринбургской областной секции поэзии «Пушкинская, 12». Автор нескольких книг стихов.  [Инф.: Автограф. Екатеринбургские писатели о себе http://bazhov.ural.ru/Avtograf/komlev.html]

Кондаков Борис Вадимович (род. 29.03.1954, Пермь), литературовед, доктор филологических наук. Окончил филфак ПГУ (1976), аспирантуру при МГУ (1982), докторантуру при УрГУ (1996). С 1997 профессор кафедры русской литературы ПГУ, с 1998 декан филфака ПГУ. Автор книг: «Очерки истории русской культуры» (1996), «Художественный мир русской литературы 1880-х годов» (1996), «Религия в истории и культуре» (1999) и др. [Инф.: Профессора пермского университета (1916-2001). Пермь, 2001]

Кондаков Игорь Вадимович (р. 1947, Пермь). Окончил филфак ПГУ (1970). С 1978 живет в Москве. Доктор философских наук (1999), кандидат филологических наук (1983). Профессор кафедры истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ. Специалист в области культурологии, теории и истории литературы, литературно-художественной критики, истории философии и общественной мысли. Член Российского философского общества. Член Научного совета "История мировой культуры" РАН. Автор свыше 200 работ. [Инф.: РГГУ http://www.rsuh.ru/win/whoiswho/10/kondakov.html]

Копницев Игорь Александрович (р. 1959, Пермь), музыкант, скрипач. Окончил Пермское музыкальное училище. После армии работал в Фергане, Каракалпакии (г. Нукус, филармония им. Бердаха, эстрадное ревю «Кыркыс», что в переводе «Сорок красавиц»), в 1983-86 с Бари Алибасовым в Саратовской филармонии, после чего вернулся в Пермь. Был художественным руководителем группы «Дом» (1987-1992, директор О. Новоселов). В 1993 работал в группе «Фронтиспис». Автор многочисленных сольных проектов. Живет в Перми. [Инф.: Копницев И.А.]

Копылов Сергей Евгеньевич (р.14.10.1963, Свердловск), художник. Живет в Екатеринбурге.  В перестроечные годы участник неформальных выставок на Сакко и Ванцетти; Ленина, 11; Сурикова, 31 и др. Графика опубликована в Антологии «Современная уральская поэзия» (Челябинск, 1996). Сейчас занимается компьютерным дизайном. [Инф.: Копылов С.Е.]Комментарий Е. Касимова: «О нем Курицын славно написал в «Холодном лете 89-го года». Однажды на собственном дне рожденья выпал из окна четвертого этажа – и только поцарапался! Ерема по этому поводу пошутил:
Копылов упал с балкона –
подбежал к нему Козлов:
«Ты зачем упал с балкона,
тонкий график Копылов?» 

Копышко Сергей Евгеньевич (р. 1952, Пермь), фотограф. Детство прошло в Перми и Одессе. Окончил музыкально-педагогическое училище по классу аккордеона (1976), затем учебно-производственный комбинат Министерства управления бытового обслуживания населения по специальности «фотограф широкого профиля» (1978). Член фотоклуба «Пермь», участник коллективных выставок пермских фотографов внутри страны и за рубежом. Фотоработы публиковались в журналах «Советское фото», «Нямунас», «Профи», «Пресс-центр» и др. Фотокорреспондент газет «Местное время», «Новый компаньон», «Деловое Прикамье», «Пермский обозреватель». В конце 80-х участник неформальных выставок на Советской, 8. [Инф.: Копышко С.Е.] 

Кормильцев Илья (р. 26.09.1959, Свердловск), поэт, переводчик. Один из старейших участников группы «Наутилус-Помпилиус», автор большинства текстов, написанных для групп «Наутилус-Помпилиус», «Урфин Джюс», Насти Полевой и Егора Белкина. Закончил химфак УрГУ (1981). В середине восьмидесятых становится видной фигурой в свердловских музыкальных и околомузыкальных кругах. Много ездит по Уралу и Сибири, общается с музыкантами из разных городов, вместе с Граховым, Калужским, Пантыкиным и другими "патриархами" участвует в создании Свердловского рок-клуба, пишет в самиздатовском "Свердловском рок-обозрении". С 1990 года принимает участие в издании свердловского интеллектуального журнала "МИКС". В этот же год выпускает книгу стихов "Скованные одной цепью" с рисунками В. Бутусова. Автор переводов Льюиса, Ирвина Уэлша, Умберто Эко. [Инф.: Современная русская литература с Вячеславом Курицыным http://www.guelman.ru/slava/writers/korm.htm]

Королев Анатолий Васильевич (р. 24.09.1946, Свердловск), писатель, эссеист, драматург. Член СП СССР (1991), Русского ПЕН-центра (1997). Окончил филфак Пермского университета (1970) и Высшие театральные курсы в Москве (1981). Работал на Пермском телевидении (1964-66), корреспондентом областной газеты «Молодая гвардия» (1972-76). Первая публикация – «Рисунок на вольную тему» в журнале «Урал» (1978). В 1980 году переезжает из Перми в Москву. Известность принесли повести «Гений местности» («Нева», 1990, № 7), «Голова Гоголя» («Знамя», 1992, № 7), роман «Эрон» («Знамя», 1994, №№ 7-8). Романы К. «Голова Гоголя», «Эрон», «Человек-язык» номинировались на премию Букера. Роман «Человек-язык» (2001) номинировался на премию «Национальный бестселлер». Лауреат российско-итальянской премии «Москва – Пенне» (2001), премии журнала «Знамя» (1994). Произведения К. переведены на эстонский, словацкий, немецкий, английский, болгарский, французский, польский итальянский языки. Радиопьесы К. «Ночные голоса», «Перелет», «Невесты револьвера» поставлены в Москве, в Таллинне, в Братиславе, в Варшаве и Кельне. По сценарию К. (в соавторстве) режиссер Ю. Грымов снял фильм «Коллекционер» (2002). Автор кн. прозы: Страж западни. Повесть. М.: «Молодая гвардия», 1984; Ожог линзы. Повесть и рассказы. М.: «Сов. Писатель», 1988; Блюстители неба. Научно-фантастич. роман. Пермское книжное изд-во, 1992; Избранное. М.: «Терра», 1998; Охота на ясновидца. Роман. М.: «Гелеос», 1998; Голова Гоголя. Роман. Дама пик. Носы. Коллажи. М.: «ХХI век – СОГЛАСИЕ», 2000; Человек-язык. Роман. М.: «Текст», 2001; Дракон: Представление. М.: Футурум БМ, 2003. [Инф.: Королев А.В.]

Королев Леонид, журналист, в начале 1970-х работал в газете «Вечерняя Пермь», дружил с поэтом В. Болотовым. Вместе с женой уехал из Перми в середине 1980-х. [Инф.: Бороздин В.М.]

Королева Марина Натановна, журналист, в начале 1970-х редактор многотиражной газеты треста КПД «Домостроитель». Жена Л. Королева. [Инф.: Бороздин В.М.] 96

Коротаев Вячеслав Вениаминович (р. 30.10.1954, Пермь), художник. Учился в Пермской детской художественной школе № 1, окончил Свердловское художественное училище. Живет в Перми. [Инф.: Коротаев В.В.] 187

Коротков Николай Захарович (р. 1926), философ, культуролог. Окончил филфак Пермского пединститута, аспирантуру ЛГУ. Доктор наук (1982), профессор кафедры культурологии ПГТУ. Участвовал в работе семинара творческой молодежи в «Звездном» в 1982. [Инф.: Коротков Н.З.] 

Коротич Виталий Алексеевич (р. 1936), писатель, публицист, литературный критик. Автор сборников стихов «Огонь» (1968), «Закон земли» (1975), «Достоинство» (1977), романов «Десятое мая» (1978), «Лицо ненависти» (1984, Государственная премия СССР, 1985), повести «Метроном» (1982) и др. В 1986-91 главный редактор журнала "Огонек". 91

Костин Андрей Борисович (1947 – 2000), график и живописец. Комментарий Ю. Беликова (03.09.03): «Родился в семье художника. Занимался разными видами графики: от книжной иллюстрации к произведениям Гоголя, Гофмана и Бомарше, Толстого и Цвейга, Стерна и Пушкина до политической карикатуры для журналов «Власть» и «Деньги». В одной из статей, названных «Неоткрытый художник» и опубликованных после кончины Андрея (это случилось в 2000-м году: художник долго и мужественно боролся с болезнью) читаем: «Костин был экспериментатором, ему всегда нужно было что-то еще освоить, чему-то научиться: живописи, скульптуре, компьютерной графике; того, что он умел в совершенстве, ему было мало. В совершенстве он умел делать книги». В 2001 году в Третьяковской галерее и редакции журнала «Наше наследие» открылись выставки более ста работ художника. Андрей Костин получил посмертно первую премию на Международном бьеннале станковой графики стран Балтийского моря за гравюры, основанные на фотографиях из семейного альбома».

Котельников Владимир Николаевич (12.03.1953, Пермь), поэт. Окончил физический факультет ПГУ как специалист по теоретической физике. Работал в ПГУ, затем по преимуществу сторожем. В 1980-е посещал литобъединение при Пермской писательской организации. Публикации начали выходить в 90-е годы: в журналах «Дружба народов», «Арион», в хрестоматии «Родное Прикамье (20 век)» (Пермь, 2001), в Антологии «Современная уральская поэзия» (Челябинск, 2003). Автор двух книг, изданных фондом «Юрятин»: Окна. Пермь, 1996; На край земного сна. Пермь, 2002.

Котляков Эдуард Николаевич, фотограф. Учился в Пермском политехническом институте. В 1960-е работал в газете «Молодая гвардия». Работал корреспондентом АПН. В 1970-е уехал в Волгоград. Комментарий Зернина А.Г. (29.01.2002): «Фотограф он, конечно, бесподобный. Есть два человека, живших в Перми, на которых я до сих пор ориентируюсь в своей работе – Валерка Некрасов и Эдик Котляков. Для меня Котляков это эталон журналистской фотографии».

Кочкаренко Владимир Борисович (1940-1976, Свердловск), поэт, журналист. Муж М. Никулиной. 141

Кравченко Нина Витальевна (p. 07.12.1940, Пермь). Окончила Пермский сельхозинститут (1964). Ведущий методист Пермского зоопарка. В 1970-80-е годы жена художника В. Мошегова. [Инф.: Кравченко Н.В.] 178-179

Красных Валерий, поэт (Пермь), упоминается в мемуарах А. Королева. 174

Красных Виталий, фотограф, журналист, член СЖ. В 1960-е работал в пермских газетах. Живет на юге страны. [Инф.: Бороздин В.М.]

Красин В. См. также Якир П.

Крашенинников Авенир Донатович (07.01.1933 – 14.11.1991), прозаик. Родился и жил в Перми. Технолог-металлург, работал на заводе им. Ленина. С 1956 работал в газетах, на радио, ТВ, в книжном издательстве. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького (1973). Член СП (1964), избирался ответственным секретарем Пермской областной писательской организации, руководил молодежным объединением при ней. Автор книг: Горюч-камень: Роман. Пермь, 1964; Затишье: Роман. Пермь, 1969; Большая родня: Докум. повесть. Пермь, 1972; Острые углы: Повесть. Пермь, 1973; Лично причастен: Докум. повесть. Пермь, 1975; Любовь неугасимая: Повести и рассказы. М., 1977; Особые обстоятельства: Рассказы и повести. Пермь, 1978; Бронница: Роман. Пермь, 1979; Отчий берег: Повести и рассказы. Пермь, 1983; Струны: Повести и рассказы. Пермь, 1985; Придет желанная пора: Повести. Пермь, 1987; и др. [Писатели Пермской области. Пермь, 1996]

Крашенинникова Марина Авенировна (1958-1993), прозаик, поэт. Дочь писателя А.Д. Крашенинникова. Училась на филфаке ПГУ. Окончила Литературный институт в Москве. Вернулась в Пермь. При жизни (как, впрочем, и после) литературных публикаций почти не было, за исключением коллективного сборника «Женская логика» (М.), альманаха «Дети стронция» (Пермь). Работала в заводской газете «Мотовилихинский рабочий», затем в областной газете «Молодая гвардия». Умерла вскоре после смерти родителей. Подборка включена в хрестоматию «Родное Прикамье» (20 век), сост. Н. Гашева (Пермь, 2001).

Крутеева Юлия Владимировна (р. 1966, г. Златоуст Челябинской обл.), поэт. Окончила УрГУ (1988). Работала учителем в г. Сухой Лог Свердловской обл. (1988-89). С 1987 участник свердловской поэтической группы «Интернационал». Стихи публиковались в самиздате, в журнале «Урал», в Антологии «Современная уральская поэзия» и др.), в коллективных сборниках «Дорогой огород» (Екатеринбург, 1999), «Рука на плече. Стихи выпускников и студентов Уральского госуниверситета. 2 выпуск» (Екатеринбург, 2000), «Мы виноград...» (Екатеринбург, 2002). Автор книги «Стихи» (Екатеринбург, 1998). Живет в Екатеринбурге. [Инф.: Крутеева Ю.В.]

Кудрявцева Елена Сергеевна (р. 1953, Пермь), художник по мебельно-декоративным тканям. Окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (1977). Член СХ (1982). Участник коллективных и персональных выставок в России и за рубежом. [Инф.: Казаринова Н.В. Художники Перми. Ленинград, 1987] 

Кузьмин Лев Иванович (06.01.1928, с. Задорино Парфеньевского р-на Костромской обл. – 01.04.2000, Пермь), поэт, прозаик, автор стихов и сказок для детей. Окончил архитектурное отделение Ленинградского строительного техникума. Участвовал в послевоенном восстановлении архитектурно-исторических памятников Лицея, Екатерининского и Александровского дворцов в г. Пушкино (бывш. Царское Село). Работал на стройках Сибири, Украины, Казахстана, в Перми. Член Союза писателей СССР (1969). В 1985-1988 председатель Пермского отделения СП. Автор книг: Апрель: Стихи. Пермь, 1963; Башмаки-простаки: Сказки в стихах. Пермь, 1967; Капитан Коко и Зеленое Стеклышко: Сказка в стихах и прозе. Пермь, 1968 (То же М., 1971); Четверо в тельняшках: Повесть-сказка. Пермь, 1969; Шагал один чудак: Стихи и повести-сказки. Пермь, 1973; Звездочет: Стихи. М., 1974; Привет тебе, Митя Кукин: Повести. М., 1977; Любашин денек: Рассказы. М., 1979; Ёлинские петухи: Повести и рассказы. Пермь, 1980; Дверь на лугу: Сказки. М., 1980; Грустная Элизабет: Рассказ. М., 1982 (То же Прага, 1983; Саппоро, 1985); Сказочная азбука: Книжка-картинка. Пермь, 1982; Любовь Николаевна: Рассказы. М., 1987; Ранний экспресс: Повести, рассказы. М., 1988; Избранное. М., 1989 и др. [Инф.: Писатели Пермской области. Пермь, 1996, дополн.]

Кузьмина (псевдоним Геркуз) Татьяна Константиновна (14.01.1952 – 30.11.1997), поэт, журналист. Окончила режиссерский факультет Пермского института культуры. Работала корреспондентом газеты «Местное время» (публиковалась под псевдонимом Шнурелла Бикфордова), сотрудником городской библиотеки им. А.С. Пушкина. В середине 1990-х танцевала в «Балете толстых» Е. Панфилова. Участница литобъединения при Пермской писательской организации. Поэтические публикации в газете «Молодая гвардия», журнале «Литературная учеба», коллективном сборнике «Взойди, моя звезда» (1995). Фрагмент прозы опубликован в журнале «Север» (Петрозаводск). Автор изданной посмертно книги стихов «Я синь сквозную пригубила» (Петрозаводск, 1997). [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы. М., 2002-2003] 

Куклин Сергей Игоревич (р. 1955). До 1979 жил в Перми, был участником неофициальных поэтических встреч. Женившись на Е. Волович, уехал в Екатеринбург, окончил философский факультет Уральского госуниверситета. В настоящее время живет в Бишкеке. [Инф.: Лаврентьев В.Ю.]

Куколев Леонид Владимирович (р. 07.05.1951, Пермь). Окончил истфак ПГУ, работал в Чердыни. В 1977 вернулся в Пермь. Активный участник неофициального творческого клуба «Эскиз» в мастерской В. Жехова. В 1982-84 работал в Государственном архиве Пермской области. Автор более ста публикаций краеведческой тематики. С 1999 живет в Израиле. [Инф.: Краеведы и краеведческие организации Перми: биобиблиографический справочник. Пермь, 2000] 

Кулемин Евгений, журналист. В конце 1970-х был главным редактором Пермской областной газеты «Молодая гвардия». Живет в Москве. [Инф.: Долматова Т.П.] 

Куликова В., журналист, в 1972 главный редактор газеты «Пермский университет». 

Култышев Анатолий Игоревич (1954, г. Чусовой Пермской обл. – 2001, Москва), поэт, художник. По профессии газосварщик. Перебравшись в Москву по лимиту, некоторое время работал на стройке. Комментарий Ю. Беликова (03.09.03): «Желая сосредоточиться на творчестве, ушел в котельщики-дворники, получив ведомственное жилье на Сретенке. «На фатеру Толика» в конце 70-х-начале 80-х годов стекались многие «непризнанные гении». Участвовать в жизни официальных литобъединений брезговал. Писал рифмованные стихи, верлибры, философские эссе, пробовал себя в графике, живописи и скульптуре». Подборка стихов опубликована в журнале «Юность» (сент. 1993), там же статья Юрия Беликова о нем «Монахи Перекати-Шамбалы». 11 мая 2001 года выбросился с одиннадцатого этажа.

Куницына Н. (см. Печенкина Н.А.)

Курбатов Валентин Яковлевич (р. 1939), критик, академик Академии современной русской словесности, секретарь Союза писателей России. Окончил ВГИК (1972, киноведческий факультет). Автор многочисленных журнальных и газетных статей, книг о современных русских писателях (Пришвине, Астафьеве, Распутине и др.) [Инф.: Заветный список http://zavetspisok.ru/kurbatov.htm; Псковское агентство информации http://informpskov.ru/persons/10/7203.html]

Курдиани Михаил, грузинский поэт, переводчик, литературовед. После 1984 уехал из Тбилиси. [Инф.: Кальпиди В.О.]

Куропаткин Валерий, бард, по роду профессиональной деятельности нефтяник. Часто бывал в гостях в общежитии на Народовольческой, 42. [Инф.: Асланьян Ю.И.] 

Курицын Вячеслав Николаевич (р. 10.04.1965, г. Новосибирск), литературный критик, писатель, эссеист. Окончил факультет журналистики УрГУ (1989), аспирантуру в РГГУ (1995). С 1982 по 1993 жил в Свердловске. Работал в газете «Вечерний Свердловск». Участвовал в создании и редактировании журнала в журнале «Текст». С 1992 обозреватель «Литературной газеты», одновременно обозреватель газеты «Сегодня» (1993-95); «штатный писатель», затем литературный редактор журнала «Матадор» (с 1995), обозреватель газеты «Вечерний клуб» (с 1997). Создатель и ведущий сайта «Современная русская литература с Вячеславом Курицыным». Как критик публиковался в газетах «Сегодня», «Литературная газета», журналах «Урал», «Родник», «Литературное обозрение», «Новое литературное обозрение», «Новый мир», «День и Ночь», «Октябрь», «Искусство кино», «Уральская новь», «Знамя», «Огонек», «Вестник новой литературы» и др. По данным «Литературной газеты» самый цитируемый русскоязычный литературный критик (1995). Автор прозаических публикаций в журналах «Знамя», «Митин журнал», коллективных сборниках «Срамная проза» (Свердловск, 1991), «Нехорошая квартира» (Свердловск, 1992), в антологии «Современная проза Урала» (Челябинск, 1997) и др. Автор книг: Книга о постмодернизме (1992); Любовь и зрение (1996); Стихи, прочитанные 23 ноября 1995 г. в салоне «Классики ХХ века» (1997); Переписка с А. Парщиковым. Февраль 1996 – февраль 1998 (1998); Журналистика 1993-97 (1998), Русский литературный постмодернизм (2000), Акварель для Матадора (2000, 2001), Матадор на Луне (2001). Академик Академии Российской Современной Словесности (1997). Один из самых популярных культурных героев Екатеринбурга, давший имя традиционным «Курицынским чтениям», которые проходят в Уральском госуниверситете и посвящены актуальным проблемам современной культуры (I и II Курицынские сборники, 1998 и 2001). [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы. М., 2002-2003; GIF.ru – Искусство России. http://www.gif.ru/people/kuritsin/city_266/fah_296/; Современная русская литература с Вячеславом Курицыным http://www.guelman.ru/slava/]

Курушин Михаил Александрович (р. 10.03.1949, Пермь), художник, график. Окончил Ярославское художественное училище (1968), Ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1975). Член СХ (1982). Работал художественным редактором в Пермском книжном издательстве. Участник многочисленных российских и международных выставок, книжных выставок-ярмарок (Москва, Германия, Швейцария и др.) [Инф.: Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987]

Кутелия А., свердловский бард, в 1987 участник турнира бардов в Перми.

Кутик Илья (р. 1960, Львов). Окончил Литинститут (1982). Работал редактором в издательстве «Книга». В 1990 уехал в Швецию, через пять лет в США. Профессор Северо-Западного университета (Чикаго). В начале 1980-х участник поэтической группы «метаметафористов». Стихи публиковались в коллективном сборнике «Зеркала» (М., 1989), журналах «Литературная учеба», «День и Ночь», «Комментарии». Автор книги стихов «Ода на посещение Белосарайской косы, что на Азовском море» (Нью-Йорк, 1996). Перевел и подготовил к выпуску книгу «Шведские поэты» (М., 1992). Лауреат премии журнала «Золотой век» (1994). Живет в Чикаго. [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы. М., 2002-2003]

 

Продoлжeниe K Oглaвлeнию