« М А Р Г И Н А Л Ы »


Действующие лица, причастные к событиям уральского
андеграунда и упомянутые авторами книги «Маргиналы»

Лаврентьев Владимир Юрьевич (р. 1956, Пермь), поэт. Окончил юридический факультет Пермского университета. Публиковался в журналах "Уральская новь", в альманахах "Пульс-89", "Пермь третья". Участник двух выпусков Антологии «Современная уральская поэзия» (Челябинск, 1996, 2003). Автор книги стихов «Город» (Пермь, 1990). Живет в Перми. Работает судьей Пермского областного суда. [Инф.: Лаврентьев В.Ю.]

Лаврова Ирина Васильевна (р. 1944, с. Юсупово Московской обл.), художник, график. Окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (1974). Член СХ (1977). Участница коллективных и персональных выставок в России и за рубежом. Одна из участников «выставки четырех» (Пермская художественная галерея, 1981). Заслуженный художник РФ (2001). [Инф.: Лемехов Л.И.]. 

Лапшин Юрий Николаевич (р. 1941, д. Грачевка Залегощинского р-на Орловской обл.), художник театра, живописец, график. Окончил художественно-графический факультет Орловского педагогического института. Член СХ (1977). Участник более ста выставок в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах России и за рубежом. Сотрудничал с театром «Арлекин». Художник игровых фильмов ("Любимчик" и "Взбунтуйте город, граф"). Работы находятся в галереях, музеях и частных собраниях США, Германии, Франции, Японии, Испании. Автор проектов традиционного фестиваля ледовой скульптуры в Перми, международного фестиваля металлической скульптуры «Новое железное измерение» (2002) и др. [Инф.: Культурное наследие Прикамья http://heritage.perm.ru/news/archive/2001/arch_046.htm; Мода Перми http://moda.perm.ru/sobt/prezent/image.htm]

Лачихина Людмила (Челябинск), филолог, окончила филфак Пермского университета (1978). [Инф. Киршина М.Г.]

Лейтес Наталья Самойловна (р. 15.01.1921, Запорожье), филолог-литературовед, специалист по зарубежной литературе. С 1963 доцент, с 1976 профессор кафедры зарубежной литературы ПГУ. Доктор филологических наук (1973). Крупный теоретик литературы, работала в контакте с учеными многих вузов и академических институтов страны. Автор монографий «Немецкий роман 1918-1945» (1975), «Черты поэтики немецкой литературы нового времени» (1980), «Роман как художественная система» (1985), «От «Фауста» до наших дней. Из истории немецкой литературы» (1987) и др. С середины 90-х живет в США. [Инф.: Профессора пермского университета (1916-2001). Пермь, 2001] 

Лемехов Леонид Иванович (р. 1949, Ленинград), художник, график, модельер, карикатурист. Окончил среднюю художественную школу при Институте им. И.Е. Репина Академии Художеств СССР (1968), Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (1978). С 1978 живет в Перми. С 1978 по 1985 главный художник Пермского дома моделей. Участник коллективных и персональных выставок в России и за рубежом. Один из участников «выставки четырех» (Пермская художественная галерея, 1981). Печатался в журналах PIKKER (Таллин), SIRPJA VASAR (Таллинн), FREIE WELT (Германия), в ленинградских, прибалтийских, пермских газетах. Член СХ по секции плаката (1989). [Инф.: Лемехов Л.И.]. 

Леновский Владимир Петрович (р. 1950). Комментарий Ю. Беликова (03.09.03): «В первой половине 80-х годов – секретарь по идеологии Пермского обкома ВЛКСМ. По свидетельству сослуживцев, был «не вредным, никем не помыкал и не командовал, прислушивался к народу, умел оценить доводы и дать ход делу». С началом перестройки и рыночных реформ создает совместные российско-болгарские туристические агентства «Туррусе» и «Пермрусетур». В настоящее время – один из владельцев частного предприятия «СТИВ», специализирующегося по продаже товаров для всех видов спорта, а также молодежной одежды и обуви». 

Лепин Иван Захарович (21.08.1939 – 17.06.1992), писатель. Родился в д. Красавка Поныровского района Курской обл. Работал токарем, слесарем-ремонтником. Окончил Литинститут им. Горького. С 1969 жил в Перми, работал редактором, потом заведующим редакцией Пермского книжного издательства. Член СП СССР (1978). Автор книг: Будни: Стихи. Донецк, 1969; Предзимье: Стихи. Пермь, 1972; Особый спрос: Повести и рассказы. М., 1974; След на земле: Докум. повесть. Пермь, 1976; Родня: Стихи. М., 1976; Наедине: Стихи. Пермь, 1978; Я признаюсь тебе в любви: Стихи. Свердловск, 1979; Заповедь: Стихи. Пермь, 1981; На долгую память: Повести. Пермь, 1989 и др. За некоторое время до смерти ушел в монастырь. [Инф.: Писатели Пермской области. Пермь, 1996; дополн.] 

Линк Наталья Александровна, кандидат филологических наук, доцент Пермского государственного педагогического университета. В конце 1970-х посещала неофициальный клуб «Эскиз» в мастерской В. Жехова.

Липовецкий Александр (Арон) (р. 1954, г. Оренбург), поэт. С 1971 жил в Свердловске. Окончил математико-механический факультет Уральского университета (1976). Параллельно с работой на заводе, вне аспирантуры, подготовил и защитил кандидатскую диссертацию (1983). С 1985 сотрудник Уральского отделения Академии Наук. В 1992 репатриировался в Израиль, работает алгоритмистом - экспертом  в крупной  hi-tech компании. Из автобиогр. комментария: «Профессионально никогда не был связан с литературой, о чем совершенно не жалею. Стихи пишу лет с 12 (редко), со студенческих лет постоянно, лет с 25 вполне серьезно. С 1990 по 2002 годы  не писал. В «неофициальной» литературной жизни, как и в официальной, почти не участвовал, стихи на Арбате не читал (как Сережа Соколкин), на бельевых веревках по выставкам живописи не развешивал (как Андрей Козлов и другие), по подъездам водку под них не пил, т.к. был моногамен, гетеросексуален и работал с увлечением и полной отдачей. История литературных публикаций такова. Году в 1980 по настоянию и при активном участии друзей распечатал (на тогдашней ЭВМ ЕС-1022) экземплярах в 15-ти цикл «Стихи, записанные утром», он разошелся и, как оказалось, многими был прочитан. В 1983 году (было 180-летие Тютчева) поэт Евгений Пейсахович (впоследствии автор группы «Сторож», а тогда мой заводской сослуживец) навязал заводской многотиражке мои переводы «французских» стихотворений Ф.И. Тютчева. /.../ В экспериментальный номер «Урала» мои стихи выпросил упомянутый Сергей Соколкин, в те годы работавший со мной в одной лаборатории. При публикации я настоял, чтобы было опубликовано не одно, а несколько стихотворений. /.../ Писатель Е. Касимов опубликовал еще несколько моих текстов по своему выбору в журнале МИКС (Мы  И Культура Сегодня), в Антологии русского верлибра (сост. К. Джангиров М, 1991) и др. изданиях, о которых мне точно не известно». [Инф.: Липовецкий А.; Литературно-художественный портал Аркадия Бурштейна http://abursh.sytes.net/abursh_page/Lipovetzky/about.asp]

Лисин Ю., участник Турнира пермских поэтов на страницах «Молодой гвардии» 1987 г.

Лисовенко Лидия Алексеевна. До 2001 председатель департамента культуры и искусства администрации Пермской области. 

Лужбин Алексей Юрьевич, выпускник филфака ПГУ, журналист. 

Лукашин Александр Павлович (р. 10.01.1951, с. Бея, Бейский р-н Хакасской автономной обл.), критик, библиограф и исследователь научной фантастики, оОдин из самых активных участников отечественного движения фэнов. Учился в Томском институте радиоэлектроники и электронной техники, изучал немецкий язык на филфаке ПГУ, окончил русское отделение филфака ПГУ (1976). Курсовые работы писал по сатирической фантастике («Мастеру и Маргарите» Булгакова, «Улитке на склоне» Стругацких), дипломную — по литературоведческим и критическим статьям Станислава Лема. Библиофил, собиратель литературы по фантастике, один из основателей и председатель пермского клуба любителей фантастики «Рифей» (1977). Работал корреспондентом, ответсеком и и.о. редактора газеты "Мотовилихинский рабочий", старшим лаборантом кафедры русской литературы. С 1984 зав. редакцией художественной литературы Пермского кн. изд-ва, после упразднения должности - редактор (1991-февраль 1992). Главный редактор издательства "Алетейа" (1992-94). Член Союза журналистов СССР (России) с 1978. Председатель КЛФ "Рифей" со дня основания (1 марта 1978) до распада (1991-92). Участник и один из организаторов первого областного семинара КЛФ в Перми (1981), т.е. первого конвента любителей фантастики в СССР. Автор историко-литературных справок к изданиям произведений А. Беляева, автор биобиблиографических статей в: Энциклопедия фантастики: Кто есть кто. Минск, 1995; Энциклопедия фантастики. М., 1997. Создатель сайта «Экстелопедия фэнтези и научной фантастики» [Инф.: http://www.sf-enc.narod.ru]  

Лукьянин Валентин Петрович (р. 17.12.1937, с. Писаревка Унечского р-на Брянской обл.), литературный критик и публицист. Окончил Бежицкий машиностроительный техникум (1955) и филологический факультет Уральского госуниверситета им. А.М.Горького (1962), аспирантуру по эстетике. Кандидат философских наук. Преподавал эстетику в УрГУ (1964 – 1980). С 1980 до 1999 был главным редактором журнала "Урал". Член Союза писателей с 1979 г. Награжден орденом "Знак Почета", заслуженный работник культуры РФ. [Инф.: Автограф. Екатеринбургские писатели о себе http://bazhov.ural.ru/Avtograf/luk.html]

Лысяков Александр Андреевич, екатеринбургский фотограф, художник, кузнец. Академик ЮНЕСКО по кузнечному ремеслу. Родился в Рязанской обл., с 18 лет живет на Урале. Его мастерская в подвале по ул. 8 Марта, 8, была одним из мест обитания свердловской андеграундной среды. [Болотов И. От составителя // Авангардные направления в советском изобразительном искусстве. Екатеринбург, 1993]

Ляпустин Борис Сергеевич (р. 10.05.1947, Пермь), журналист. Окончил физико-математический факультет Пермского пединститута (1974), преподавал математику в школе. Работал в обкоме ВЛКСМ, затем секретарем Ленинского райкома. В 1974-78 старший редактор редакции политической литературы Пермского книжного издательства. В 1978-80 зав. отделом пропаганды, ответственный секретарь газеты «Молодая гвардия». В 1982-85 корреспондент, зам. ответственного секретаря газеты «Вечерняя Пермь». С 1985 по 1997 начальник редакционно-издательской группы Пермского филиала юридического института МВД РФ. Живет в Перми. [Инф.: Ляпустин Б.С.] 233

Майк (Михаил Васильевич Науменко) (12.04.1955, Ленинград – 27.08.1991, Ленинград), рок-музыкант, лидер группы «Зоопарк». До 1975 играл в малоизвестных коллективах, где исполнял преимущественно английские рок-стандарты. В 1974 познакомился с Гребенщиковым, участвовал в записях «Аквариума». Летом 1978 на берегу Невы посредством магнитофона «Электроника-302» Майк и БГ записали магнитоальбом «Все братья-сестры», выпущенный тиражом 20 экземпляров и разошедшийся по стране десятками тысяч копий. Огромную популярность принесли альбом «Сладкая N и другие» («Пригородный блюз», «Дрянь», «Прощай, детка») и «LV» - «Пятьдесят Пять». В 1981 создал группу "Зоопарк". Умер от кровоизлияния в мозг. [Инф.: Знаменитости Rin.ru  http://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=26992&a=f&idr=4  ]. 213

Макарова Вера Михайловна (р. 1955), архитектор, дизайнер. Жена В. Кальпиди.

Максимова Ирина (р. 1957). Окончила истфак ПГУ. Играла в постановках студенческих театральных коллективов. Участвовала в первых показах слайд-поэмы «В тени Кадриорга». В 1982 уехала в Москву, окончила ВГИК. Живет в Великобритании.

Малехова Ольга Яковлевна (29.06.1955 – 10.04.1982), сестра В. Дрожащих.

Мальцев Владимир Федорович (1929, с. Щучье Эртильского р-на Воронежской обл. – 1988, Пермь), художник, живописец. После окончания театрально-декорационного отделения Орловского художественного училища (1951) приехал в Пермь, работал в Пермском театре оперы и балета им. П.И. Чайковского. Участник выставок с 1952. Член СХ (1961). Заслуженный художник РСФСР (1984). [Инф.: Семянников В.В.] 

Малышев Сергей, в 1980-е редактор газеты «Металлург», автор поэтической публикации под рубрикой «Эскиз» в газете «Молодая гвардия».

Мамаев Константин Николаевич (р. 04.04.1935, Свердловск), культуролог, феноменолог. Работал инженером-исследователем в свердловских НИИ (1958-68), старшим научным сотрудником Института истории и археологии Уральского отделения РАН (1995). Автор книг «Деревянный рай» (1995), «Драма как сценическое событие» (1997), «Письмо и речь» (2000). Переводит с немецкого, латинского, японского. Лауреат премии им. А. Белого (1998), лауреат премии им. П. Бажова (2001). Живет в Екатеринбурге. [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы: энц. словарь-спр. в 2-х тт. М., 2002-2003.] Комментарий Е. Касимова (23.08.03): «Настоящий интеллектуал. Писатель, философ. Мастер на все руки: строит шубы, реставрирует мебель. Просто влюблен в дерево. Если бы компьютер можно было бы сделать из дерева – он бы сделал. А может, еще и сделает. Живет рядом с Маей Никулиной – они старинные друзья. Долгое время на стене его дома была огромная надпись: «Гуссерль – дурак!» 

Маракова Любовь, филолог, окончила филфак ПГУ (1970).

Маркевич Андрей, московский художник, график, упоминается в мемуарах Ю. Беликова. 86

Марьев Борис Михайлович (1934, ст. Зуевка Кировской обл. – 1977 (?), Свердловск), поэт. Окончил Свердловский юридический институт, заочно учился в Литинституте. С 1957 по 1959 работал в уголовном розыске. В 1960 был рабочим геофизической экспедиции на строительстве трассы Абакан-Тайшет, затем редактором на Свердловской телестудии. Окончил аспирантуру на кафедре эстетики УрГУ, преподавал в университете. В 1976 - 1977 руководил литературным объединением Уральского госуниверситета. Автор поэтических книг «Ливень» (1962), «Светофор» (1964), «Костер» (1966), «Высота» (1970), «Утро» (М.: Молодая гвардия, 1972), «Дело о соловьях» (1974) и др. В Екатеринбурге создана литературная мастерская им. Бориса Марьева (ул. Пушкина, 12). 

Масалкин Вадим Валентинович (р. 1963). Комментарий Ю. Беликова: «Во второй половине 80-х работал в редакции газеты «Молодая гвардия». Прославился репортажами из экстремально-злачных мест. В 91-92 годах издавал газету «Пост», при поддержке которой вышел самостоятельный (седьмой по счету) и последний выпуск «Детей Стронция», посвященный женской прозе и поэзии. Одним из первых в Перми включился в предпринимательскую деятельность. Был владельцем кафе «Грифон», где, кроме изысканного травяного чая различных сортов, посетителям предлагались встречи с неформалами – от поэтов «новой волны» и рок-музыкантов до «митьков». Дружил и продолжает дружить с художниками. Ныне – директор ООО Компания «Инмак», производящей любимые пермяками напитки «Мономах». Имя Масалкина включено в один из томов «СНГ: директор года (100 лидеров промышленности и науки Содружества», выпущенный редакцией московской газеты «Трибуна».

Масалкин К., журналист, во второй половине 1980-х сотрудник газеты «Молодая гвардия», автор публикаций о пермском авангардном искусстве. Умер в конце 1980-х. 

Матвеев Андрей Александрович (р. 12.07.1954, Свердловск). Окончил Уральский госуниверситет им. А.М. Горького, факультет журналистики. Член Союза российских писателей с 1991. Автор публикаций в журналах «Урал», «МИКС», «Лабиринт-Эксцентр», «Несовременные записки», «Золотой век», «Уральская новь», Участник антологии «Современная проза Урала» (Челябинск, 1997). Автор книг: С августа по сентябрь: Повести и рассказы. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1988; Live rock-n-roll. Апокрифы молчаливых дней. Екатеринбург: У-Фактория, 2001; а также опубликованных под псевдонимом Катя Ткаченко: Ремонт человеков. Роман. М.: Олма-Пресс, 2002; Любовь для начинающих пользователей. Роман. М.: Пальмира, 2003. [Инф.: Матвеев А.А.; Литературно-художественный портал Аркадия Бурштейна http://abursh.sytes.net/abursh_page/Matveev/about.asp]

Матвеев Евгений Валентинович (род. 13.04.1957), музыкант, автор песен на стихи русских и зарубежных поэтов. Живет в Перми. Руководитель КСП ДК им. М. Горького, теперь досугового творческого центра «Россия». Играет в составе ансамбля, которым руководит. Трижды лауреат Грушинского фестиваля, лауреат Всесоюзного фестиваля авторской песни в Киеве, член жюри российских и региональных фестивалей. Автор альбомов «Песни Евгения Матвеева» (винил), «Не грусти на холодном причале», «Звезда полей», «О любви» (CD). [Инф.: Матвеев Е.В.]

 Из не включенного в книгу интервью с Е. Матвеевым (июнь 2002, АЛК): «Еще в университете мы познакомились с Колей Шабуниным. Он работал завхозом в студклубе. Я закончил истфак, Коля куда-то исчез с горизонта. И вдруг я узнаю, что есть общежитие, в котором – Шабунин живет и работает, и Юра Асланьян там же живет. Я к ним стал туда заходить. И вот однажды сидим мы с Шабуниным, разговариваем, и зашла речь, что – а давай, сделаем клуб. В Политехе был сильный клуб авторской песни – им Филичкин Олег командовал, там исполнители были очень хорошие. И мы решили создать Клуб авторов. Шабунин, он руку набил на всех этих комсомольских делах – и он тут же: вот Устав клуба, вот название - «Клавесин». Дурацкое название, конечно, но «Клавесин» так «Клавесин», бог с ним. Устав набросал, на балкон вышел, зачитывает мне – мне это уже не интересно, для меня главное – чтобы песни петь. И вот нам дали помещение. Там была аппаратура какая-то, микрофоны концертные мы сами заработали. Но я повторяю: все это шло через Шабунина. Даже афиши у нас были: Шабунин руку себе голую сфотографировал, с гитарой...

И вот – у нас сложился Клуб авторов. Участвовало в нем 16 человек. Я ходил, собирал авторов по всем клубам пермским. Концерты проходили – каждые десять дней – бесплатные. На каждом выступлении авторы должны были на три четверти изменить свою программу. Сборные были концерты, были и бенефисы, но чаще – такие солянки сборные. И вот там я в первый раз увидел Новоселова Олега – он пришел на вечер. А приходил ли Олег Филичкин, я не помню: он был президентом клуба ППИ, к нам относился ревностно-болезненно, скажем так. Олег Элькин был (он уехал в Германию), был дуэт – Саша Лютин и Андрей Гуляев. Олег Плюснин выступал – он жил в этом общежитии. Так же, как в любое писательское объединение, приходили в Клуб авторской песни и графоманы, с пограничной ситуацией в голове люди. Один такой был – он работал на Банной горе санитаром. Он писал стихи, хорошие, только без «морали», без логического завершения. Песня начинается интересно, а потом слушаешь, слушаешь – и понимаешь, что выхода нет, по кругу все зациклилось... 

Афиш мы по городу не расклеивали, но слухи о концертах как-то распространялись, люди появлялись, приходили. Лица все хорошие, атмосфера доброжелательная. Всегда полный зал набивался, человек по двести. Помню, что слайды появлялись на всех концертах – какие-то картины мрачные. Сюр, скажем так. Не ко всем, конечно, песням этот сюр подходил.

Этот зал потом под дискотеки стали использовать – стулья после концертов выносили, и тут же дискотеки проводились. Помню, мы монтировали какое-то оборудование под дискотеку, потолок, что ли – нас Шабунин подрядил...

И вот так оно длилось, а потом как-то заглохло. Шабунин исчез, а без него уже... Комнату нам оставили, но мы раз-два собрались и перестали. 

Там же в общежитии размещались мастерские у художников – у Славы Смирнова... Фотографы там работали. Печенкин там же обитал. Встречались, здоровались, но с ними постоянных контактов не было.

А с компанией нашей поэтической – Асланьяном, Дрожащих, Беликовым, Субботиным – вот эти, скажем, близкие мне люди – мы тоже через университет сдружились. Асланьян учился параллельно со мной, а через него я познакомился с остальными. Я не пермский, из Красновишерска – жил в общежитии. Конечно, общаговская среда всех сблизила. Я во всех «веснах» принимал участие. Историк – он в них филологу всегда конкурент. Однажды ваши, филологи, победили, но совершенно не по правилам. Поставили какую-то пьесу, вроде рок-оперы... Пели под фонограмму, что-то изображали, стихи декламировали. Нам-то казалось, что ничего в этом хорошего нет, а им дали первое место.

В акциях их поэтических я не участвовал. Хотя вместе с ними выступал – на концертах сборных. Помню передачу с их участием снимали на областном ТВ – с группой «Политбюро». Юра Беликов сначала подводил платформу под выступление очередного поэта, потом тот выходил и говорил. Мне всегда непонятны были эти вещи. Вот – есть поэт. Зачем ему еще какая-то «обложка»? Есть поэт, есть его творчество. А в любой эпатажности – такакя тонкая граница между своеобразием личности и иногда обыкновенным бытовым свинством.

... А вообще наше поколение – оно мне напоминает карликовые березы. Росли, росли, но их скривило. У нас, скажем так, недостаточно сил оказалось, чтобы открыться, распахнуть себя. У нас короткое дыхание. Мы - это тот слой, на котором должны всходить какие-то таланты. В то время, в конце 80-х, казалось, что – вот, сейчас всё распахнется, каждый надуется, как шарик, и запереливается всё... А – нет. Этого не произошло. Об этом трудно говорить.

Но когда все распалось – для меня это было как-то безболезненно совершенно. Я думаю, что просто, наверное, мы окрепли – наш ансамбль, и начали самостоятельно работать. Нам уже другие авторы и не нужны были. А начался наш ансамбль тоже еще с университета. Я в самодеятельности участвовал студенческой. И в это же время стал писать песни, сочинять музыку к стихам. Ну, женился, стал петь вместе с женой, сестрой и братом жены. Ансамбль такой был, семейный. Потом по ряду причин он тоже распался, составы менялись, а вот жена моя, Галя, рядом остается. Мы участвовали во многих фестивалях. Самые крупные – это питерский фестиваль «Санкт-Петербургский аккорд» и памяти Грушина под Самарой. Я там уже не участвую в конкурсах – меня приглашают в жюри. А так, в общем-то, во всех фестивалях крупных я участвовал. Но в виде какого-то текста истории ансамбля у меня нет, я не записывал. Я, как герой «Маятника Фуко» - все время вспоминаю, как он говорит: «Вынь пробку!» Вынь пробку! Не надо копить, держаться за достижения – легче надо быть».

Махотин Виктор Федорович (1946 – 20.12.2002, Екатеринбург), художник. Воспитывался в детском доме, подростком беспризорничал. Не смотря ни на что успешно окончил специализированную английскую школу N2 в Свердловске. Позднее учился вольнослушателем в Ленинградской Академии художеств (мастерская Е. Моисеенко). В 1970-е устраивал подпольные «квартирные» выставки (часть из них в доме на ул. Финских коммунаров). В годы перестройки был директором выставок «Станции вольных почт» на Ленина, 11 (неформальное творческое объединение свердловских художников). В последние годы сотрудник Музея истории Екатеринбурга (организовал более ста исторических и художественных выставок, принимал активное участие в создании основных экспозиций музея), основатель и хранитель Старой Башни-музея на «Плотинке» – «Метальной лавки». Картины находятся в частных коллекциях в России, Германии, Австралии, Израиле, Англии. Дом, в котором жил В. Махотин (на ул. Ирбитской), обрушился через месяц после его смерти. [Инф.: Аукционный дом Моби-Арт Татьянин день http://tatday.upnet.ru/painter_view.php?kpai=237; Культура Екатеринбурга http://www.ekburg.ru/news.php?p=3&t=2968]

Мацумаро (см. Хан В.)

Медведев Александр Дмитриевич (р. 30.06.1945, г. Колпашево Томской обл.), поэт. Окончил Высшие литературные курсы (1988). Работал на химическом предприятии, шахтером, строителем. Публиковался в журналах «Юность», «Новый мир», «Знамя», «Сибирские огни». Автор книг стихов: «Рябина Мария» (М.,1975), «Тростник» (М., 1983), «Книга признаний» (М., 1988), «Путник» (М., 1988), «Музыка смысла» (М., 1989), «Знаю и скажу» (М., 1989). Комментарий Ю. Беликова (03.09.03): «Включая юношеские годы, жил в Березниках, где познакомился с Алексеем Решетовым и Виктором Болотовым. Перебрался в Москву, издал свыше пяти поэтических книг. С наступлением рыночных реформ, во всяком случае, внешне – ушел в бизнес. Но, судя по стихам его давнего знакомого, тоже бывшего березниковца, а ныне жителя Красноярска, поэта Александра Ёлтышева, с творчеством не порывает, а «прячет в свой компьютер личину рвущие стихи». 91

Медведева Елена Валентиновна (р. 1955, п. Нижние Кресты Н.-Колымского р-на Якутии), поэт, член Союза российских писателей. После школы поступила в Якутский университет. «Там мы создали студенческий клуб историков и филологов «СКИФ», где тайком обсуждалось творчество А. Солженицына, А. Сахарова, А. Кузнецова. И когда на факультет забросили антисоветские листовки, в этом обвинили «СКИФ»... По этой причине пришлось перевестись в Пермский университет» (из автобиографии в хрестоматии «Родное Прикамье» (20 век). Пермь, 2001). Окончила филфак ПГУ (1979). Стихи публиковались в журналах, альманахах и коллективных сборниках «Пермь третья», «Монарх. Семь самозванцев», «День и ночь», «Лабиринт», «Родное Прикамье» (20 век), «Воин России» и др. Живет в Перми. Работает учителем в системе корректировочных школ. Во второй половине 1970-х дом Е. Медведевой на ул. Матросова был одним из самых творчески насыщенных мест обитания молодых литераторов. 

Мережников Николай Яковлевич (р. 1929, с. Мосино Пермской обл.). Окончил Красноуфимское педучилище и факультет журналистики УрГУ. Работал учителем, с 1968 сотрудник редакции журнала "Урал". Член СП СССР, автор многочисленных поэтических сборников. Живет в Екатеринбурге. [Инф.: Автограф. Екатеринбургские писатели о себе http://bazhov.ural.ru/Avtograf/meregnikov.html]

Мерлин Валерий Вольфович (р. 1954, Казань). Учился на филфаке ПГУ и ЛГПИ. Кандидат филологических наук. Автор книги «Пушкинский домик» (1992). Как пушкинист публиковался в журналах «Временник Пушкинской комиссии», «Известия АН СССР. Серия литературы и языка», «Митин журнал». Эмигрировал в Израиль (1992). Живет в Иерусалиме. Работает в институте Яд-Вашем. [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы. М., 2002-2003]

Месяц Вадим Геннадьевич (р. 1964, Свердловск), поэт, прозаик. Окончил Томский университет, кандидат физико-математических наук. Живет в США. С 1993 координатор русско-американской культурной программы при Стивенс-колледже (Хобокен, Нью-Джерси). Публиковался в «Литературной газете», журналах «Урал», «Знамя», участник антологии «Современная уральская поэзия» (Челябинск, 1996). Автор книг стихов: «Календарь вспоминальщика» (М., 1992); «Выход к морю» (М., 1996), «Час приземления птиц» (2000) и др. Автор книг прозы: «Ветер с конфетной фабрики: Повесть, былина» (1993), «Когда нам станет весело и светло: Рассказы» (2001), «Лечение электричеством: Роман» (2002). Редактировал "Антологию современной американской поэзии" (вместе с А. Драгомощенко, 1996) и антологию современной русской поэзии "Crossing Centuries: The New Generation in Russian Poetry" (2000). Победитель Сетевого литературного конкурса «Улов» (2001). Живет в Нью-Йорке. [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы. М., 2002-2003; Современная русская литература с Вячеславом Курицыным http://www.guelman.ru/slava/writers/mes.htm]

Метелёв Герман Селиверстович (р. 1938, Свердловск), художник, живописец, книжный и станковый график. Окончил Свердловское художественное училище (1957),  Ленинградский государственный художественный институт им. Репина (1963). С 1964 участник всесоюзных, республиканских, региональных и международных выставок. Член Союза художников (1967). В 1978 - 1989 персональные выставки в Екатеринбурге, Челябинске, Оренбурге, Перми. Работы находятся в музеях и частных коллекциях в России и других странах мира. [Инф.: Электронная энциклопедия «Культура Среднего Урала. Екатеринбург, 1999] 183

Миловский Евгений Павлович (р. 23.01.1947), журналист, редактор, издатель. Окончил Ленинградский пединститут. Работал учителем на Камчатке, в 1971-73 зав. лекторской группой Камчатского ОК ВЛКСМ. Окончил Высшую комсомольскую школу в Москве (1975). В 1975-76 зам. редактора газеты «Комсомолец Туркменистана». С 1976 живет в Перми. В 1976-83 зам. редактора, редактор пермской областной газеты «Молодая гвардия». В 1983-89 зам. ответственного секретаря областной газеты «Звезда». С 1989 по настоящее время ответственный секретарь газеты «Досье 02». 

Мильграм Борис Леонидович (р. 27.05.1954, Одесса), режиссер. Окончил Пермский политехнический институт (1976), кандидат технических наук (1984). Участник студенческого театра «Арлекин» с момента основания (1973). Окончил ГИТИС (1989, курс А.А. Васильева). Один из создателей Пермского Нового молодежного театра (1987-91), режиссер постановок: «Концерт Высоцкого в НИИ» (1987, по пьесе М.Г. Розовского), «Случай в зоопарке» Э. Олби (1988), «Охота на крыс» П. Туриньи (1989), лабораторный проект по «серебряному веку» (1989), лабораторный проект «Пиковая дама» А.С. Пушкина (1990). После гастролей в Москве со спектаклем «Случай в зоопарке» получил приглашение (вместе с Е. Глядинским и В. Сорокиным) в «Театральные творческие мастерские», затем в театр им. Моссовета (1992-97). В 1994-95 преподавал в ГИТИСе, в 1997-98 во ВГИКе. С 1996 участник театра-антрепризы. Постановщик спектаклей: «Первая любовь» по С. Беккету (1992, Всероссийское объединение «Творческие мастерские» при СТД РСФСР), «Школа жён» Ж.-Б. Мольера (1994, Театр им. Моссовета), «Овечка» Н.М. Птушкиной (1996, антреприза О. Берёзкина «Арт-клуб ХХI»), «Персидская сирень» Н.В. Коляды, (1996), «Старая дева» (антрепризный спектакль) и «Пизанская башня» Птушкиной (Моск. драм. т-р им. Станиславского), оба - 1998, «Птицы» Ж. Унгарда (2000, Моск. т-р эстрады). Получал призы на международных фестивалях. В декабре 2002 на сцене театра А. Васильева «Школа драматического искусства» поставил спектакль «Воскресение Лазаря». С апреля 2004 художественный руководитель Пермского академического театра драмы. [Инф.: StarChat.ru http://www.starchat.ru/vip/83/]

Минин Сергей Николаевич (р. 1957, Пермская обл.). Окончил истфак ПГУ. Писал стихи, публиковался в газете «Молодая гвардия». В 1980 уехал во Владимир. Защитил кандидатскую диссертацию. Окончил Владимирскую духовную семинарию. Заведующий архивом Владимирской епархии, священнослужитель. [Инф.: Минин С.Н.]

Минин Сергей, свердловский бард.

Минина Татьяна, выпускница филфака ПГУ, в середине 1970-х художница стенгазеты «Горьковец» [Инф.: Финочко С.М.]

Минченко В., в 1980-е автор поэтических публикаций в газете «Молодая гвардия».

Миронова Ирина. Окончила филфак Пермского университета (1979). Живет в Перми, работает в школе. [Ифн.: Киршина М.Г.] 

Митта Александр Наумович (р. 28.03.1933, Москва), кинорежиссер. Окончил инженерно-строительный факультет МИСИ им. Куйбышева (1955), работал графиком-карикатуристом в юмористических и литературно-художественных журналах. В 1960 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма). Как актер снимался в фильмах Хуциева “Мне двадцать лет” (“Застава Ильича”) и “Июльский дождь”. Режиссер фильмов “Друг мой Колька”, “Звонят, откройте дверь” (главный приз Международного фестиваля в Венеции, 1966), «Гори, гори, моя звезда» (1969), «Сказ про то, как царь Петр Арапа женил» (1976), «Экипаж» (1979), «Сказка странствий» (1982), «Граница. Таежный роман» (2000) и др. Лауреат премии Московского комсомола (1966); Лауреат премии Ленинского комсомола (1972); Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). [Инф.: Кинобраз http://www.kinobraz.ru/mitta.htm] 39, 55, 80-81, 99

Михайлик Юрий (Одесса), поэт. Лидер одесского поэтического поколения 60-80-х годов. С 1993 живет в Австралии (Сидней). Автор поэтических книг «Плюс четырнадцать» (1993), "Край моря" (2001), «Окаменевшее море» и др. [Инф.: Всемирный клуб одесситов http://www.woc.tora.ru/publications/books/mihailik.htm] 52, 156

Михайлюк Владимир Максимович (р. 20.04.1933, с. Чернелёвка Хмельницкой области, Украина), журналист, публицист, писатель, краевед. В юности служил на флоте акустиком, обезвреживал мины в водах Балтики. В 1962 окончил факультет журналистики Ленинградского университета. С 1960 живет в Перми, работал литработником, а потом заведующим отделом пропаганды в газете "Молодая гвардия". С 1963 сотрудник газеты "Звезда". Работал проходчиком вертикальных стволов на строительстве Березниковского химического комбината, егерем в Осинском лесхозе, в Пермском отделении Государственного научно-исследовательского института озёрного и речного рыбного хозяйства и др. Статьи и очерки печатались в газетах Перми и области, в журнале "Урал", "Уральский следопыт", "Крокодил". Автор повестей «Долгое эхо», «Зеркало», десяти книг по истории и экологии Прикамья («Город мой Пермь», «Сражение за мечту», «Город белых берез», «Не один пуд соли», «Пермский лексикон» и др.), сотен газетных и журнальных публикаций по этим темам. Инициатор создания фонда В.Н. Татищева в Перми. Лауреат областной премии в сфере искусства (2002) за книгу «Пермский лексикон». [Инф.: Михайлюк В.М.] 97

Михеев Сергей Геннадьевич (р. 1956). Учился в ППИ (не окончил), оператор ЭВМ, В начале 1980-х жил в общежитии на Народовольческой, 42. В начале 1990-х уехал в Москву. [Инф.: Михеева Н.И.] 77

Михеева Надежда Ильинична (р. 1958, г. Краснокамск Пермской обл.). Училась в ППИ, в начале 1980-х работала кастеляншей в общежитии на Народовольческой, 42, затем в сфере торговли. В настоящее время работает в фирме «Тенториум». Ее квартира в доме по ул. Народовольческой, 37 была одним из мест, где собиралась творческая тусовка Перми и Свердловска (Г. Перевалов, Ю. Асланьян, В. Дрожащих, А. Субботин, Е. Матвеев, бывали В. Кальпиди, В. Смирнов, П. Печенкин, Ю. Беликов и др.). [Инф.: Михеева Н.И.] 

Михуля-Морозов Анатолий Иванович (р. 1958, Екатеринбург), художник. Специальное образование получил самостоятельно. С 1986 года регулярно участвует в выставках в России и за рубежом (выставка в Хьюстоне, США). Работает в живописи, в графике и в книжной графике. Имеет поощрительный диплом Московской международной книжной выставки-ярмарки за иллюстрации к книге «Робин из Шервуда». [Инф.: Rus-Аrt. Галерея современного искусства Урала. http://rus-art.com/ww/0/painters/mikhulia-morozov/defaultr.htm?*]

Можаева Светлана Петровна (р. 1940, г. Березники Пермской обл.), художник книги, график. Член СХ (1971). Работала в Пермском книжном издательстве. Участник российских и международных выставок. [Инф.: Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987]

Можарский Анатолий Николаевич (р. 1954, Ленинград). Окончил ленинградский Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Член СХ (1984). [Инф.: Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987]

Мокша Сандро (Шмаков Александр Александрович) (1952, Иркутск - 1997), поэт. В конце 1980-х участвовал в неформальных акциях поэтов и художников Свердловска и Перми. Публиковался в самиздате, в журнале «Урал». Автор книги стихов «Фрагменты» (Пермь, 1993), участник Антологии «Современная уральская поэзия» (1996). Жил в Екатеринбурге. В декабре 1996 ушел из дома и не вернулся. Трагически погиб. [Инф.: GIF.ru – Искусство России. http://www.gif.ru/people/moksha/city_266/fah_296/]

Морозова Нелли, жена Р. Тягунова. 254-255, 260, 262

Мошегов Виктор Иванович (р. 1946, с. Ильинское Пермской обл.), художник-оформитель. Учился в Пермском мединституте. Окончил художественную школу. Один из участников пермского неформального художественного сообщества, пропагандист альтернативного искусства и философских течений, завсегдатай художественных мастерских и квартирных салонов. [Инф.: Кравченко Н.В.]

Муратов Игорь Джелялович (р. 08.08.1952), поэт. Окончил физический факультет ПГУ (1975). Работал в ПГУ, параллельно занимался журналистской деятельностью. В 1985-2000 автор и ведущий программы «Собеседник» Пермского областного телевидения. В 1998-2001 один из организаторов, руководитель пресс-службы «Проектного совета» Пермского регионального отделения общественного движения «Новая сила». С февраля 2002 член политсовета Пермского регионального отделения СПС. В 1980-е участвовал в молодежном объединении при Пермской областной писательской организации. Стихи опубликованы в альманахе «Пульс-89», в хрестоматии по литературному краеведению «Родное Прикамье (20 век)» (2001). Автор книги стихов «Линии жизни» (Пермь, 1988). [Инф.: Кто есть кто в политической жизни Прикамья. Пермь, 2002] 

Мурзин Леонид Николаевич (27.05.1930 – 13.10.1996), профессор кафедры общего и славянского языкознания ПГУ. Родился в Москве. Окончил Куйбышевский пединститут (1952). В Пермском университете работал с 1962 г. Декан филфака (1964-1967), много лет руководил научной работой факультета. Основатель пермской школы дериватологии, разрабатывал проблемы текста, взаимодействия языка и культуры, лингводидактики, фатического поля языка. Опубликовал 130 научных трудов, монографий и учебных пособий, среди них «Синтаксическая деривация. Анализ производных предложений русского языка» (1974), «Основы дериватологии» (1984), «Текст и его восприятие» (1991, соавт. А.С.Штерн), «Проблемы и направления современной лингвистики» (1992) и др. [Инф.: Профессора пермского государственного университета (1916-2001). Пермь, 2001]

Мухлынин Михаил, филолог, в 1973 редактор филфаковской газеты «Горьковец». После окончания ПГУ поступил в московскую аспирантуру. Живет в Москве, известный ученый-фольклорист. [Инф.: Горланова Н.В.]

Мясников Виктор Алексеевич (р. 12.08.1956, Вологодская обл.), писатель. Учился на филологическом факультете Уральского госуниверситета и Литературного института им. А.М.Горького. Член Союза российских писателей с 2000 г. Живет в Екатеринбурге.

Найдич Михаил Яковлевич (р. 1924, г. Кременчуг Полтавской обл.), поэт. Участник Великой Отечественной войны, тяжело ранен, имеет награды. В 1944 был демобилизован, работал на заводе в г. Уральск Свердловской обл. С 1947 живет в Свердловске, окончил факультет журналистики Уральского госуниверситета им. А.М. Горького (1952). Автор многочисленных поэтических сборников. Член Союза российских писателей. Лауреат премии им. П.П.Бажова. [Инф.: Автограф. Екатеринбургские писатели о себе http://bazhov.ural.ru/Avtograf/naid.html]

Наумов В., в 1987 участник турнира пермских поэтов на страницах «Молодой гвардии». 

Некрасов Валерий Демидович (р. 1948, г. Верещагино Пермской обл.), фотограф. Учился на истфаке ПГУ (не окончил). Фотографией начал заниматься во Дворце пионеров под руководством Лебедева Сергея Александровича. Работал фотокорреспондентом газет «Молодая гвардия», «Вечерняя Пермь», фотографом в бытовом комбинате. Участник неофициального фотоклуба «20 MAX». Участник областных и российских коллективных фотовыставок. Работы опубликованы в журналах «Советское фото», «Огонек» и др. С начала 1980-х живет в Москве. Занимается издательской деятельностью. Автор двух фотоальбомов с видами Москвы. [Инф.: Некрасов В.Д.] М. Душеин, фрагмент из мемуарного повествования «Первой будет такая фраза» (2002): «Понятно, что нас мало любили с нашими подтекстами, вторыми планами мышления. Показываешь одно, подразумеваешь другое, получается третье – зритель, понявший, что увидел то, что прячут. Наш журнал «Советское Фото» не поленился пройтись по нам с Некрасовым за его «Калитку в никуда» и мою «Склоку», назвав их формалистическими изысками. Приятно было сознавать, что те же слова были применены в свое время к Шостаковичу. /.../ Как-то нас пригласил в гости к челябинским фотографам. Встреча состоялась в помещении какого-то кинотеатра. Пришло челябинцев, как оказалось, профессионалов, в том числе корреспондентов центральных газет, человек пятнадцать, если не больше. Показывались мы с Некрасовым. Его - серия работ о ветеране войны, жившем в землянке. Это в шестидесятых. Впечатление снимки производили гнетущее. Портрет вождя на стене землянки заставлял буквально скрежетать зубами. Не надо было никаких комментариев, никаких объяснений – снимки говорили сами за себя. Я показал серию, составляющую крест. Это работа о баптистах. Снимал их в Анапе первого сентября 1967 года и так назвал серию. А это, как известно – год пятидесятилетия Советов. Пять снимков. Три вертикальных и два горизонтальных. Сначала повисло гробовое молчание. Потом несколько человек встали и подошли вплотную к экспозиции, чтобы вблизи рассмотреть качество работ. Наконец, вскочил один из корреспондентов центральной печати и в истерике закричал, что он даже присутствовать боится на просмотре этой ... хлопнул дверью и убежал. Но деваться было некуда. Вызов брошен. Мы показали правду. Да, она не соответствовала, не способствовала, не призывала, не вписывалась. Но, было совершенно очевидно, что это не подделка, не постановка, а голая правда, бьющая и по глазам, и по нервам, взывающая к разуму. При всем при том, мы были настолько в себе, настолько далеко ушли от официоза, что до того момента, как это произошло, не очень-то хорошо представляли, какую бомбу привезли».

Нечаев Алексей, в конце 1970-х экспериментировал со слайд-композициями, приятель П. Печенкина. 

Нечитайлов Николай Викторович, пермский журналист. В 1980-е работал в газете «Молодая гвардия».

Никологорская Татьяна Андреевна (р. 1951, Москва), поэт. Комментарий Ю. Беликова: «Дитя полуподвалов», как сама говорит о себе. Первая книга стихотворений «Серебряный бор» издана в 1981 году в издательстве «Молодая гвардия». Затем в «Советском писателе» вышла книга «Есть музыка», после, в других издательствах, – «Прощание с учениками», «Строгая юность», «Девочка Жизнь» и «Подземка». В 80-е годы работала редактором московского книжного издательства «Современник», где, благодаря ее усилиям, были опубликованы сборники многих талантливых молодых авторов. «Коллекционирует» романтиков. Я значусь в ее коллекции как «мой интеллигентный Стенька Разин». Частая паломница Пушкиногорья, которое именует «мой зеленый кабинет». Автор ряда пронзительных публицистических статей в защиту культуры». Живет в Москве. 91

Никонова Ры (Таршис Анна Александровна) (р. 25.06.1942, г. Ейск Краснодарского края), поэт, художник, теоретик искусства. Окончила Свердловское музыкальное училище (1961), училась в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (1965-1967). Участвовала в литературно-художественных группах «Уктусская школа» (журнал «Номер», Свердловск, 1965-1974, 35 выпусков), «трансфуристы» (журнал «Транспонанс», Ейск, 1979-1986, 36 выпусков). Автор нескольких десятков поэтических книг, нескольких романов, пьес, ряда теоретических работ («Литература и вакуум», «Литература и математика» и др.). Занимается визуальной и фонетической поэзией, «вакуумным» искусством, мейл-артом. Лауреат (вместе с С. Сигеем) премии Андрея Белого (1998). Живет в Германии с 1998. [Инф.: РВБ: Неофициальная поэзия http://www.rvb.ru/np/publication/02comm/27/01nikonova.htm]

Никулин Александр. В 1960е жил в Перми, писал стихи. Затем учился в ГИТИСе. [Инф.: Королев А.В.]

Никулина Майя Петровна (р. 09.02.1937, Свердловск). Окончила Свердловский горный институт и филологический факультет Уральского госуниверситета им. А.М. Горького. В течение 25 лет работала библиографом, затем – литературным редактором (газета "Наука Урала", 1987-1992; журнал «Урал», 1992-1998). В течение многих лет руководила литобъединением завода «Уралэлектроаппарат» и литобъединением УрГУ. Член Союза писателей России (1981). Автор многочисленных журнальных публикаций и шести книг стихотворений: "Мой дом и сад" (1969), "Имена" (1977), "Душа права" (1977), "Колея" (1983), "Бабья трава" (1987), "Стихи" (2002). Автор поэтических переводов со словенского, испанского, грузинского, чешского и др. Член Союза писателей России. Живет в Екатеринбурге. [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы. М., 2002-2003.; Rus-Art. Современное искусство Урала http://rus-art.com/ww/0/proza/nikulina/defaultr.htm?*; Автограф. Екатеринбургские писатели о себе http://bazhov.ural.ru/Avtograf/nikulina.html]

Ниточкин (настоящая фамилия Первяков) Виталий Юрьевич (р. 24.04.1966), художник, музыкант, арт-продюсер. Учился в Пермском музыкальном училище (не окончил). Играл в группах «Трест», «Советская, 8», «Рождество», «Дос Мучачос». С 1997 занимается живописью. Автор коллективных арт-проектов «Западно-Уральская галерея», «Павлин» (художественное объединение, серия выставок, выпуск газеты), «Con Amore» (серия выставок и передач о пермских художниках на радио «Медиана»), «Post scriptum», «Осторожно: окрашено!» и др. Участник региональных и международных выставок. В настоящее время работает над записью авторского альбома компьютерной музыки. [Инф.: Ниточкин В.Ю.] 

Новодворский Александр Станиславович (р. 29.01.1948, Пермь), художник, живописец. Окончил Казанское художественное училище (1968), ленинградскую Академию Художеств им. И.Е. Репина (1977). Член СХ (1982). Первый председатель молодежного объединения при пермском отделении Союза художников (1978). В 1977-79 работал в мастерской на ул. Героев Хасана, 10, вместе с В. Жеховым, участвовал в деятельности творческого клуба «Эскиз». Работы представлены на российских и международных выставках, находятся в музеях и частных коллекциях в России, Франции, Канаде, Турции, США и др. Лауреат Губернаторской премии в области культуры (1998). [Инф.: Новодворский А.С.] 

Из не включенного в книгу интервью с А. Новодворским (25.08.1998, АЛК): «Эскиз» - по-моему, это тоже было объединение при Союзе художников. По-моему, Валера Жехов говорил, что «Эскиз» организовался и зарегистрировался при Союзе. Началось-то как... Мы с Валерой взяли мастерскую – ему дали через родственников от завода подвал. Вот где ресторан «Сибирь», тут идет арка, и снова дом, и снова арка – со стороны Героев Хасана. Мы под эту арочку заходили, и - последний подъезд – тут подвал. Два окошечка подвальные, железная дверь. Валера там работал, на токарном станке что-то вырезал. А я через загородку – отгородился – живописью занимался. И вот – уставали мы – и хотелось какого-то общения, хотелось ауру создать. Тут Валера познакомился с Федей Плотниковым. Ну вот, они с Федей вместе придумали собираться, что-то делать. А я – да пожалуйста, что... Будем что-нибудь делать. Ну, и там собирались, приходили, друзей приводили своих. Ядро было – человек пять, а уж потом – то одни придут, то другие. Там были определенные дни назначены – то ли пятница, то ли... С чаем, все как надо. В те времена это было первое неформальное объединение в городе, и, конечно, мы немного вздрагивали: КГБ следило. Так что у нас не было ничего, кроме чаепитий. Ну и - общение.

Акцию сделали мы в театре небольшую, в ТЮЗе. Это году в 78-м было. А потом я уже к цирку перебрался, в мастерскую. Но вот вторая акция – с выездом на природу – мне запомнилась больше. Ночь на Ивана Купала. Там Тюленев Игорь участвовал. Мы с ним по бурелому бегали, причащались, через костер прыгали. Такой был хэппенинг... Ну, идея-то их была – Печенкина с Плотниковым... На Сылве, на берегу – заливчик такой отличный. Под откос поляна, а тут рощица. Вот мы вечером шли, шли по лесу, нас много было человек. Одна группа пошла заготавливать место – хворост для костра собирать. Прыгали-то, разбежавшись – за руки – через костер. Потом как бы с разгону – причащались, подносили чашу с вином. Вдвоем – выпивали, и в сторону, в полукруг. А другая группа – проводники, вели по бурелому до этой поляны с костром. Помню: в темноте, с факелом – идут такие, перекликаясь, чтобы друг от друга не отстать. Лес хрустит... Потом, после прыжков через костер, стихи читали. Каждый должен был что-то прочитать. После этого шли к реке, и там уже обряд-то сам, водные процедуры... А потом, при костре – ужин, общение. А уже утречком – в шесть часов – потянулись к станции все, уставшие.

Потом «Эскиз» перекочевал из подвала в «Молодую гвардию». Заседания стали в редакции проходить. Ребята приносили свои стихи, читали. Каждый читал, наводил критику или говорил: хорошо. Анализ был какой-то. Литераторам-то это было в помощь. А художникам... Что там говорить – чем могли, тем помогали друг другу.

Новоселов Олег Анатольевич (1954, Пермь – 14.08.2004, Пермь), музыкант. В 1983 возглавил музыкальную группу «Дом», ставшую многократным лауреатом и дипломантом рок-фестивалей, в том числе Всесоюзной «Рок-панорамы-87» в Москве. В 1990-х группа гастролировала во Франции, Италии, Германии, Нидерландах. С 1997 директор музыкальной группы «Поющие в терновнике». С 1993 руководитель движения «Рок-лайн», с 1995 директор общественного объединения «Авторский дом», с 2001 возглавляет Областной продюсерский центр Дворца молодежи. [Инф.: Новоселов О.А., дополн.] 

Нохрин Сергей Назарович (1958-2001). Родился в Тюмени. Закончил факультет журналистики Уральского государственного университета и высшие режиссерские курсы ВГИКа. Автор сборника стихов и песен "Чипчиром" и магнитоальбомов: "Города", "Ивановская горка", "Черный агат", "Снежный роман". Публиковался в журналах "Юность", "Уральский следопыт", "Урал". Жил в Свердловске, умер в Екатеринбурге. [Инф.: Антология современной уральской поэзии. Челябинск, 2003]

 

Продoлжeниe K Oглaвлeнию