А. Колобянин

Б.У. Кашкин

В. Ниточкин

В. Киршин

Е. Касимов

Г. Данской

Д. Долматов

Е. Чичерин

А. Еременко

А. Парщиков, И. Кутик

A. Санников

Е. Ройзман

Е. Медведева

Р.В. Комина

А. Бурштейн

Т. Долматова

К. Гашева

В. Курицын

Е. Матвеев

А. Вох

А. Козлов

А. Застырец

Г. Тиунова

С. Стаканов

Е. Панфилов

А. Верников

В. Букур

Т. Гончарова

Поэтический андеграунд Перми


 

1987

 Первая поездка В. Кальпиди и В. Дрожащих в Свердловск, знакомство со свердловскими поэтами, выступление в библиотеке им. К. Паустовского.

 

 Январь. 18 января на страницах “МГ” продолжение дискуссии “Поэзия 80-х: традиции и перспективы” (поводом послужила публикация стихов В. Кальпиди и А. Санникова) – заочный круглый стол, в котором приняли участие поэт, зав. отделом критики журнала «Юность» К. Ковальджи, филологи В. Абашев и И. Смирин, писатель В. Пирожников, журналист Н. Гашев, поэт М. Смородинов.

 «Н. Гашев: Мне кажется, спорить здесь не о чем: стихи (если это можно назвать стихами!) не доросли до того, чтобы о них спорить. Это конспективные наброски незрелых и далеко не оригинальных мыслей... /.../ А сколько в этих стихах самолюбования, нелепостей смысловых. /.../ Зачем сочинять стихи, которые нужно разгадывать, как ребус?

 В. Абашев: Разговоры о формальной сложности «новой волны» часто уводят в сторону от понимания ее жизненного стрежня. /.../ «С неба валится не вода, а нелепое слово «дождь», – тут не словесный фокус – мироощущение, выраженное, кстати, блестяще. 

 К. Ковальджи: В. Кальпиди, на мой взгляд, поэт одаренный. Он отличный «скрипач» – словом владеет в совершенстве. /.../ Я с удовольствием вспоминаю встречи в Перми с молодыми поэтами, «расстановку сил», которая как в малой модели, отражала ситуацию в сегодняшней поэзии вообще. Например, все участники обсуждения говорили о классической строгости /.../, а при этом бурлили страсти вокруг напористых романтических стихов Юрия Беликова, вокруг новаторских поисков Виталия Кальпиди и Владислава Дрожащих...

 М. Смородинов: Для меня понятие «новой волны» в поэзии – не более, чем метафора, придуманная критиками /.../ и молодыми пробойными стихотворцами, коим сподручнее пробиваться в поэзию толпой. /.../ 

 И. Смирин: «Новая волна» не мода, не самореклама – это реальность литературного процесса. В ней выразилась естественная потребность молодых поэтически осмыслить возрастающую сложность мира и человеческого сознания. /.../ 

 В. Пирожников: Да, ту поэзию, которую здесь представляют Кальпиди и Санников, следует рассматривать в широком литературном контексте. /.../ Они хорошо знают, что дают массу поводов для негативной критики, что их путь в поэзии не сулит им скорого редакторского и читательского благословения, но они идут по нему».

 

 В Центральном выставочном зале развернута выставка театральных художников, на которой впервые после длительного перерыва представлены работы В. Смирнова. (Кальпиди В. Эскизы праздника // МГ. 1987. 21 янв.; Масалкин К. Наряды для муз // МГ. 1987. 14 янв.)

 В. Смирнов: «Лапшин мне помог тогда – продвинул имя в списочек. Это было очень важно. В Центральном выставочном зале, я тогда много работ показал... Причем я их выставил под театральными названиями, потому что еще не готовы были люди принять их как картины. Я их назвал всякими глупостями: театральный эскиз к такому-то спектаклю... Спектакль придумывал, чтобы подстраховаться». (Интервью, 15.11.96. АЛК).

 

 Февраль.

 25 февраля турнир пермских поэтов на страницах МГ.

 Тур первый: Е. Медведева, Н. Григориади, Н. Бурашников, А. Тетивкин, Е. Якимова, Ю. Лисин, В. Наумов. 

 

 Вышла из печати первая книга Н. Горлановой “Радуга каждый день”. (Запольских В. Первая книга // МГ. 1987. 25 февр.)

 

 Март. 27 марта во Дворце им. Свердлова открылся Фестиваль искусств. В кафе “Театральное” работает лаборатория молодых литераторов. (Уверова Л. Фестиваль на радость нам // МГ. 1987. 18 марта)

 

 Апрель. Поэтический ринг в кафе “Театральное”. Участники: В. Кальпиди, В. Дрожащих, И. Тюленев, Н. Бурашников, И. Муратов. (Масалкин К. Обретение своего читателя // МГ. 1987. 29 апр.)

 

 Май. По инициативе В. Кальпиди при МТО горкома ВЛКСМ открывается городской Клуб поэзии. Первые встречи клуба проходят в кафе “Театральное”. (Кальпиди В. Всем, кто любит поэзию // МГ. 1987. 15 мая). 

 

 В конце мая состоялся выездной семинар Всесоюзного заочного литобъединения при издательстве ЦК ВЛКСМ “Молодая гвардия”. В заключительный день семинара прошел турнир молодых поэтов.

 На семинаре отмечены повести М. Крашенинниковой и В. Богомолова, прозаическая миниатюра С. Тупицына, работы В. Пирожникова, стихи А. Кленова, И. Тюленева, Н. Бурашникова, Ю. Калашникова, В. Ерогова. (Имена молодых // МГ. 1987. 27 мая; Запольских В. Семинар закончился. Да здравствует семинар?// МГ. 1987. 7 июня). 

 

 28 мая в кафе “Театральное” городской Клуб поэзии проводит ринг поэтов Пермского университета. 

 Победителем признана Е. Медведева, 2 место разделили Н. Гашева и А. Волкоморова, 3 – С. Жигиль. 7 июня МГ посвящает поэтическому рингу страницу “Эскиз”, где публикуются стихи участников.

 

 Июнь. 7 июня умер поэт В. Радкевич.

 

 Июль. Ответный визит в Пермь группы свердловских авторов (А. Санников, С. Мокша, А. Бурштейн, Л. Ваксман). Выступление свердловчан в банкетном зале гостиницы “Турист”.

 Н. Печенкина: «Первая встреча состоялась в ресторане гостиницы “Турист”. Ну – там, конечно, Мокша. Мы лицезрели впервые Мокшу. С «культяпой» Мокша был, с повязочкой на лбу. В целом, конечно, это было настолько живое общение, удивительно, ни на что не похожее». (Интервью, 27.11.01. АЛК).

 В. Лаврентьев: «Они зависли в гостинице (на Комсомольском проспекте напротив ЦУМа, старое здание – “Прикамье”? Дa, “Прикамье”). В одноместном номере, или двухместном – вот они там куролесили. Ваксман спел ВСЁ, что знал: свои песни, песни чужие, песни Гены Перевалова, Воронкова, всё, что знал у “Битлов”, “Подмосковные вечера”...» (Интервью, 31.10.01. АЛК).

 

 8 июля МГ посвящает творчеству свердловских поэтов страницу “Эскиз”.

 

 9 июля состоялось очередное заседание Клуба поэзии в кафе “Театральное”.

 Заседание прошло в двух отделениях: в первом выступили молодые пермские поэты, во втором обсуждались рукописи членов клуба – В. Толоковского и В. Лаврентьева.

 

 В этом же месяце состоялась первая публикация стихов Ю. Беликова в журнале “Юность”. 

 

 Август. Публикация стихов В. Кальпиди в областной газете “Звезда”.

 В. Абашев: «Я тогда Виталию позвонил, говорю: вот, в «Звезде» публикация. А он отвечает: «Это уже поздно». Это уже поздно... Он, разумеется, вполне осознавал себя, и давно осознавал, но – год за годом идет, и ничего не появляется. Девяностый год еще был впереди. /.../ Такое настроение было, нерадостное». (Интервью, 14.01.03. АЛК).

 

 Сентябрь. Первая журнальная публикация В. Кальпиди в российской печати: “Урал”, № 9, вступительное слово П. Вегина.

 В. Дрожащих: “Публикация тогда намечалась, и там условие поставили – чтобы кто-то знатный, известный был бы автором предисловия – тут Вегин как раз помог”. (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.94. АЛК).

 

 4 сентября. После полуторамесячного перерыва возобновил работу городской Клуб поэзии. Встреча состоялась на новом месте – в ДК Строителей. С чтением своих стихов выступили Ю. Асланьян и В. Лаврентьев. Вторая часть вечера была посвящена “Реквиему” А. Ахматовой. (Кальпиди В. Клуб поэзии приглашает // МГ. 1987. 2 сент.)

 По итогам встречи в МГ публикуются стихи Ю. Асланьяна и В. Лаврентьева. 

 

 Октябрь. 17-18 октября в ДК Строителей по инициативе городского Клуба поэзии состоялся турнир бардов Перми и Свердловска. Со стороны свердловчан в турнире участвовали Р. Абельская, Л. Ваксман, Г. Перевалов, А. Кутелия, от пермяков – О. Филичкин, В. Постников, Е. Матвеев, О. Новоселов.

 Победителем турнира стала Раиса Абельская, приз зрительских симпатий и приз редакции газеты “Молодая гвардия” также увезли в Свердловск Леонид Ваксман и Геннадий Перевалов. Обладателем приза Клуба поэзии стал Е. Матвеев. (Петров В. До высот искусства // МГ. 1987. 25 окт.)

 

 С конца октября Ю. Беликов корреспондент газеты “Молодая гвардия”.

 

 Ноябрь. 29 ноября в рамках мероприятий Клуба поэзии в ДК Строителей прошло выступление свердловского рок-барда А. Воха.

 “Андрей Вох в текстах придерживается острой социальной направленности. Отличительные черты его песен – обостренное чувство справедливости и некоторый максимализм, свойственный молодости. Манера исполнения “форсированным голосом” придает творчеству Воха высокий эмоциональный накал”. (“Бард-рок” в Перми // МГ. 1987. 27 нояб.; Римкус Э. “Мы голосуем за свердловский рок” // МГ. 1987. 2 дек.)

 В. Лаврентьев: «Такой анекдот был: сухой же закон, все по талонам – и приехал Вох, надо срочно выпить, а в универсам очередь за километр, и милиция стоит. Как попасть-то? К милиционеру подходит Кальпиди, без очереди, говорит: “Приехал поэт, музыкант, выступать у нас будет” – “Чем докажете?” – “Вот афиша” (типа – паспорт). “А что, – говорят, – они тоже пьют?” – “А как же? Положено!” Так ведь пустили! Без очереди, с милицией подошли, и – затарились, сколько смогли, взяли». (Интервью, 31.10.01. АЛК).

 

 Декабрь. 12 декабря в ДК Строителей Клуб поэзии провел турнир молодых поэтов Свердловска и Перми. Пермь представляли Е. Медведева, Ю. Беликов, В. Лаврентьев, В. Дрожащих, В. Кальпиди. От Свердловска выступили А. Козлов, В. Смирнов, А. Санников, Р. Тягунов, А. Застырец. (Турнир поэтов // МГ. 1987. 9 дек.).

 Победители турнира: Виталий Кальпиди – 1 место, Владимир Лаврентьев – 2, Елена Медведева – 3. По итогам вечера МГ 17 января публикует тексты В. Кальпиди, Р. Тягунова, А. Козлова.

 

 На 19 декабря Клуб поэзии при участии творческого объединения “Инициатива” запланировал проведение в ДК Строителей вечера А. Парщикова. (Поэзия новой волны. Алексей Парщиков – в Перми // МГ. 1987. 16 дек.)

 По распоряжению партийных органов мероприятие было запрещено. Встреча состоялась неофициально, в мастерской художника В. Остапенко. 

В. Дрожащих: “Кто-то ... из обкома партии ... начал выяснять в Союзе писателей: того ли там приглашают, того ли Парщикова? В каком жанре он пишет – социалистический реалист или наоборот? Те давай накручивать Москву, позвонили какому-то секретарю СП, и он дал, конечно, отрицательную характеристику Парщикову, что: не надо. И вот тут “Инициатива” дала демарш: отменяйте. /.../ И тогда решили устроить встречу в подвале, в Мотовилихе, в мастерской Славы Остапенко. Парщиков приехал, но он – как бы “заболел”. Мы сказали, что “несмотря на то, что Леша Парщиков заболел и не приехал, у нас есть человек вместо него, который очень похож: такой же голос, такие же стихи пишет – замена есть”. И – вышел Парщиков, начал читать свои стихи”. (Интервью, 22.11.96. АЛК).

 

1988

 В московском издательстве “Современник” вышла книга стихов Ю. Беликова “Пульс птицы”. 

Ю. Беликов: «Почтой, без всяких локтей и подпорок, послал рукопись стихов в издательство, и вдруг мне приходит ответ, что «с интересом прочитали рукопись, давайте будем думать о книге». /.../ Ну, естественно, логика железная: раз в Москве вышла книжка, то тогда и в Перми издавать можно». (Интервью, 06.03.97. АЛК).

 

 Январь. В Свердловске вышел в свет экспериментальный номер журнала “Урал” (№ 1) с поэтическими текстами В. Кальпиди, В. Дрожащих, прозой А. Верникова, В. Пирожникова, А. Матвеева и др.

 

 Февраль. 14 февраля в “Молодой гвардии” поэтический дебют Димы Долматова.

 В этом же номере газеты – сообщение о смерти Э. Сухова и публикация его последнего материала.

 Т. Черепанова: “Эдик Сухов тоже у нас работал, недолгое время. Потом он погиб. Он занимался исключительно тем, что ему было интересно. Он очень оригинально, своеобразно писал о литературе, о поэтах, художниках, о театре... Очень долго не мог себя найти, и пытался устроиться то в одну газету, то в другую. Года полтора он, наверное, работал в “Молодой гвардии”. А потом поехал на юг в командировку, там стало плохо с сердцем. Он упал прямо на улице, и никто не подошел – думали, что пьяный. Он был очень одаренный человек, очень способный”. (Интервью, 17.07.97. АЛК). 

Н. Печенкина: “Он остался для меня человеком, который мог искупаться в ванне с шампанским, например. /.../ Буквально, я в то время определенно поверила, что так это и было на самом деле”. (Интервью, 27.11.01. АЛК).

 

Март. Публикация фрагмента текста В. Кальпиди в “Новом мире”, в статье о тенденциях современной поэзии. (Роднянская И. Назад – к Орфею! // Новый мир. 1988. № 3).

 

 Апрель. Премьера спектакля Нового Молодежного Театра “Случай в зоопарке” (постановка пьесы Э. Олби, режиссер Б. Мильграм, в главных ролях Е. Глядинский и В. Сорокин). 

 10 апреля в Выставочном зале Союза Художников открылась “Выставка четырнадцати” – художников поколения сорокалетних. Почти все они были членами молодежного объединения “Эскиз”. (Новодворский А. “Эскиз” в ретроспективе” // МГ. 1988. 10 апр.; Власова О. “Не спи, не спи, художник!” // МГ. 1988. 17 апр.).

 

 Август. 7 августа в “Библиотечке МГ” публикация стихов В. Кальпиди.

 

 Сентябрь. Публикации В. Кальпиди в журналах “Урал” и “Юность”. 

 В. Кальпиди участвует в программе Пермского областного телевидения. Среди дискуссионных откликов на его выступление с «ревизией мифов» классической литературы – реплика поэта И. Тюленева в защиту общественно-литературных авторитетов: “Выступает перед зрителями молодой литератор Виталий Кальпиди и так разделывает в пух и прах Пушкина, походя пинает нашего земляка поэта А. Решетова..., а потом объясняет законы плюрализма” (Тюленев И. Куда хочу, туда ворочу // Молодая гвардия. 1988. 25 сент.).

 

 Октябрь. 2 октября в “Библиотечке МГ” публикуются стихи Ю. Беликова и отрывок из повести В. Пирожникова “Небрежная любовь”.

 

 Ноябрь. В редакции “МГ” возобновляется традиция выставок на 11 этаже. Открыта экспозиция живописи А. Гнетова, графики В. Остапенко и В. Капридова. (“...Обязан быть личностью” // МГ. 1988. 20 ноября).

 

1989

 По инициативе Ю. Беликова формируется группа “Политбюро” (“Поэтическое объединение литературных бюрократов”), в которую входят Ю. Беликов, Ю. Асланьян, А. Субботин и В. Дрожащих.

 Ю.Б.: «... у всех был свой статус: генсек, секретарь по идеологии и сельскому хозяйству (это был Слава Дрожащих), министр внутренних дел (это был Асланьян) и кандидат в члены Политбюро (Анатолий Субботин).

 В.Д.: А это был 89 год, при живом Политбюро...

 Ю.Б.: Тогда указ вышел “Об оскорблении чести и достоинства” высокопостных людей. То есть мы вполне могли загреметь по этой статье /.../ Мы пародировали заседания Политбюро: какие-то читали скучные бумаги, маразматические – и это было очень смешно. Читали свои стихи, близкие к социальному плану». (Интервью с Ю. Беликовым и В. Дрожащих, 07.05.94. АЛК).

 

 Писатель В. Киршин начинает выпускать машинописные бюллетени «Фонда неизданных рукописей». В первом номере представлены аннотации к неизданным произведениям В. Дрожащих, Ю. Беликова, Н. Горлановой, В. Букура, В. Киршина, А. Кленова, В. Лаврентьева, Д. Долматова. В 1990 г. «Фонд неизданных рукописей» преобразуется в официально зарегистрированный «Малый литературный фонд».

 В. Киршин: «Это был уже намеренный опыт социализации литературной. /.../ Тогда все что-то организовывали. Запольских кинулся организовывать кооперативное издательство, эта мысль поселилась в его голове на долгие годы. И у меня тогда тоже начали возникать какие-то идеи – что можно сделать самому нечто вроде журнала. У меня была совершенно четкая позиция, как должен появиться журнал: он должен исподволь рождаться, с нескольких экземпляров. Чтобы не было по-советски не нужных изданий. Чтобы наоборот, его выхватывали друг у друга и читали. Журнал, который я задумал, должен был начаться с нескольких экземпляров, ощупью – постепенный поиск интересных тем, интересных людей, объединение круга людей, одновременно расширение круга тем – журнал должен был расти, развиваться, как живое существо, из зародыша. Вот такие «эмбрионы» я время от времени и предлагал». (Интервью, 04.09.03. АЛК).

 

 В подвале на Советской, 8 по инициативе группы фотографов «Квадро» (С. Постаногов, В. Бабушкин, В. Амотник, А. Ширинкин) создано Общество фотоискусства, под крышей которого в течение года происходит множество ярких событий: фотовыставки, акция мейл-арта (при участии А. Козлова), выступления пермских и свердловских поэтов, первая персональная выставка Вячеслава Смирнова в Перми, концерты группы «Советская, 8» и др.

 В. Ниточкин: «Советская, 8 – это в конце 80-х была, так сказать, творческая мекка для нашего города. Там воплощались безумные совершенно идеи. Параллельно с нами – на Ленина, 11 в Свердловске этим же занимались. И мы с «Ленина, 11» очень плотно дружили. В рамках этого общения наиболее активен был легенда картинного передвижного творчества Старик Букашкин, Б.У. Кашкин – по-разному он себя называл. Вокруг него собиралась молодежь, они ездили по разным городам. У нас на Советской они стали появляться довольно часто. Кашкин, и с ним еще несколько человек, очень интересных. Вот он тогда еще мусорные ящики расписывал в Мотовилихе... Кстати, дворы тоже были очень похожие – наш на Советской, и в Сверловске на Ленина, 11 – арка, вход, двор закрытый, такие же соседи, которым бутылку поставишь, и они даже слова не скажут – хоть всю ночь шуми. Странно – два города, а так близко это все происходило. Передачу тогда отсняли с участием Кашкина, ее крутили по ТВ. И перед съемками Кашкин – они в тот раз втроем приехали – давай всех собирать, музыкантов, группу поддержки. В общем, было свистнуто – и все пришли. Чичерин, я помню, был. Всё – подхватили, подыграли, Кашкин прослезился, ему понравилось – и он давай имена нам всем придумывать. Не знаю, как у других, у меня прижилось это имя – Никанор Иванович Точкин, Н.И. Точкин. Сейчас я Ниточкин. /.../ На Советской было сразу несколько коллективов: «Советская, 8», на этой же базе группа «Рождество» с Гриней Данским. И Стаканов, в то время писавший пьесы... Особенность его пьес была в том, что их было невозможно поставить, потому что там очень много летало всего. Их было слушать интересно, а поставить невозможно. И он решил, видимо, себя попробовать на поприще музыкальном – мы помогли ему в этом...» (Интервью, 30.09.03. АЛК).

 

 Январь. Публикации стихов В. Кальпиди в журналах “Литературная учеба” и “МИКС” (Свердловск), в альманахе “Истоки-89” (Москва).

 

 Апрель. 2 апреля – в зале Дома писателей проходит выставка работ питерских митьков, встречи с ними. (Крымов Ю. Митьком набитый зал // МГ. 1989. 2 апр.).

 

 Летом участники “Политбюро” (Ю. Беликов, В. Дрожащих, Ю. Асланьян, А. Субботин) стали лауреатами Всесоюзного фестиваля поэтических искусств “Цветущий посох” в г. Бийске на Алтае. Ю. Беликову присужден титул “Махатма российских поэтов”.

 В. Дрожащих: “Из Свердловска позвонил некто Андрей Козлов, сказал, что вот такой фестиваль намечается – "Цветущий посох" – в городе Бийске, это недалеко от Сросток, родины Шукшина. Там очень подвижный человек организовывал все – Михаил Сарыч. Тоже поэт, сейчас в Москве живет. Мы поехали. Около семидесяти человек приехало с различных территорий бывшего Союза, включая поэтов, бардов, даже художник Слава Смирнов. /…/ Выступили и стали лауреатами всесоюзного фестиваля поэтических искусств.

 Ю. Беликов: Меня наградили Черной Мантией, и титул "Махатма российских поэтов" присвоили. Там много было присвоений разных.

 В. Дрожащих: Там было очень весело. Огромное количество людей, которые слушали стихи, по-моему, дня три, читали стихи”. (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.93. АЛК).

 

 Летом в Свердловске состоялась первая персональная выставка В. Смирнова.

 В. Смирнов: «Ну такая, странная – за городом. Андрей Козлов организовывал, позвонил: приезжайте. Мы приехали. Говорит: поздно приехали. В центре города он выбил помещение постоянное для картин. А пока мы собирались, все место заняли. Нас выставили в доме за городом. Людей, естественно, мало было. Все равно, приятно пообщаться было». (Интервью, 15.11.96. АЛК).

 

 Август. 13 августа в газете “Молодая гвардия” выходит первый выпуск литературно-художественного приложения “Дети Стронция”. В номере: вступительное слово Ю. Беликова (ответственного за выпуск), стихи В. Дрожащих, А. Еременко.

“Дети Стронция” (всего вышло 7 выпусков) публиковали альтернативную поэзию и прозу как провинциальных, так и столичных авторов и стали заметным явлением общероссийского литературного процесса первых перестроечных лет. По словам Ю. Беликова, идея альманаха родилась на фестивале “Цветущий посох” в Бийске, где выступала пермская группа “Политбюро”. Название возникло из разговора с бывшим пермским прозаиком А. Королевым, который, будучи в гостях у Т. Долматовой, как-то раз произнес: “Все мы – дети стронция”.

Ю. Беликов: “Дети Стронция” прошлись по центральным изданиям. /.../ Энергетика их была такова, что они вызывали интерес в разных точках Союза, в том числе в Москве, потому что у нас печатался не только андеграунд провинции, но и москвичи». (Интервью, 06.03.97. АЛК).

 

 В августе в Ленинграде проходят гастроли пермского “Нового Молодежного Театра” (режиссер Б. Мильграм). С огромным успехом показаны спектакли “Случай в зоопарке”, “Охота на крыс”. В фойе театра развернута выставка фотографий Ю. Чернышева (эротическая серия “Сны мальчика с виноградом”), также вызвавшая зрительский ажиотаж. После вмешательства администрации выставка была закрыта. 

 

 Осень.

 В Перми проходят оживленные встречи с участниками акции “Next Stop” датского творческого агитпоезда. (Волошин В. “Некст стоп…”? Йес! // МГ. 1989. 10 сент.)

 В подвале на Советской, 8 в течение месяца развернута персональная выставка художника В. Смирнова.

 В. Ниточкин: «На этой выставке мы устроили первый – ну, не боди-арт, а... В полиэтилен девчонок замотали. Короче, девчонок в первый раз раздели! Принародно. Девчонки совершили подвиг». (Интервью, 30.09.03. АЛК).

 В. Смирнов: «Замечательная была выставка, я ее до сих пор помню, это лучшая моя была выставка. Там столько народу было! На открытии ребята из «Арлекина» представление устроили, прямо среди публики. Нарядились, раскрасились – и вот явились в таком виде, будто как темные силы. Интересно было, празднично! Фотографий осталось много с этого открытия. И вот эта выставка длилась месяц целый – кого там только не было: поэты, музыканты. Еще “Next-stop” приезжали, помнишь? Вот они у меня там тоже были – датчане, художники». (Интервью, 15.11.96. АЛК).

 

 Сентябрь. 17 сентября – выход второго номера “Детей Стронция”. Материалы выпуска (в том числе рассказ А. Верникова “Под знаком “ХУ”; стихи Д. Долматова, рассказ М. Крашенинниковой “Хромая”, стихи В. Абанькина и А. Субботина, творческий портрет художника Р. Тюрина, эротические фотографии Ю. Чернышева и др.) вызвали негодование пермских партийно-административных органов. 

 Ю. Беликов: «Как только этот номер появился, сразу разразился гром. Было собрано внеочередное бюро обкома КПСС, которое вынесло специальное постановление “О литературно-художественном приложении к газете “Молодая гвардия” “Дети Стронция”. Все это напоминало ждановские указы известные о журналах “Звезда” и “Ленинград”. Ну и там, в частности, говорилось, что на страницах молодежного издания пропагандируется порнография, что уклон в сторону авангарда, и прочее, прочее. /.../ Сразу после бюро обкома партии и всех этих проработок я написал письмо в обком КПСС, которое подписали Дрожащих, Асланьян, Субботин, Запольских, Горланова, Букур и Кленов. Письмо о том, что идеологическая Пермь в очередной раз захромала на обе ноги. Откровенное получилось письмо. Оно потом приводилось в публикации Петра Вегина «Губернаторы перестройки» в альманахе «Панорама», который выходит в Лос-Анджелесе на русском языке». (Интервью, 06.03.97. АЛК).

 

 Октябрь. Группа “Политбюро” участвует в художественной акции “Фэн лю” (Свердловск). 

 Е. Касимов: «Третья встреча была самая могучая, её очень тщательно готовили. /…/ Я пригласил Ерёменко из Москвы, он приехал. Опять был Агре. Михуля-Морозов, график, свои работы развесил. Опять были театралы. Но в этот раз мы устроили буфет – там можно было купить портвейну, кофею... А портвейн – это же вообще – священный напиток. И опять под это дело мы провели совершенно обалденное «совещание» нашего клуба. Народу уже было – не протолкнуться. Собрался весь Свердловск. Огромный был зал, да ещё наверху галерея. Верников тогда читал стихи Богданова – знаменитый его цикл про Фёдорова... Юра Казарин красиво ругался матом со второго этажа...». (Интервью, 22.10.97. АЛК).

 А. Субботин: “Выступаешь, а где-то в холле сидят пьют коктейли, народ по лестнице ходит, на тебя смотрят с высоты галереи – т.е. все в движении. /…/ Это было как-то живо, живо”. (Интервью, 31.10.01. АЛК).

 

 Ноябрь. 26 ноября – третий выпуск “Детей Стронция” (с примечанием: “не выходят раз в месяц”). В рубрике “Динозавры пермского периода” публикации пермских альтернативных поэтов и художников. 

 

 В Выставочном зале Союза Художников проходит выставка, посвященная 50-летию Пермской организации СХ. Среди участников – графики В. Остапенко и В. Капридов.

 

 Декабрь. С 19 ноября до 11 декабря без выходных и перерывов в подвальном помещении (ул. Советская, 8) работает выставка свердловского художника П. Малкова (“аномальная графика с элементами скептического и оптимистического цинизма”. (Объявление в МГ 19 нояб.; “Два мнения о выставке П. Малкова” // МГ. 1988. 3 дек. : Н. Дробышева (бухгалтер) “Это примитивизм”, Вл. Дрожащих (поэт) “Если очень захотеть”).

 

1990

 В Свердловске в Средне-Уральском книжном издательстве выходит в свет первая книга стихов В. Кальпиди “Пласты”. 

 

 В этом же году Пермское книжное издательство выпускает серию книг молодых авторов, в которую вошли сборники стихов Ю. Беликова “Прости, Леонардо!”, В. Кальпиди “Аутсайдеры-2”, В. Лаврентьева “Город”, К. Гашевой «Переговорный пункт», прозы В. Киршина «Майя», Б. Асланьяна «Сибирский верлибр». В. Лаврентьев: “Опять же, через Виталия. /.../ Через каких-то знакомых попали ему мои стихи, удивительно, что ему понравились. /.../ Ну и – дальше-то Виталий уже знал, что у меня есть и, примерно, на каком уровне я работаю. Видимо, тогда и подоспела как раз эта затея с серией книжек, не бог весть какого оформления – на тот период времени вообще гениальна сама идея, что это могло появиться. /.../ Виталий говорит: “Я считаю, что твою книгу можно туда”. Я спросил: “Какой объем нужен?” – “Две или две с половиной тысячи строк”. Ну, что – стал считать строки. Выкинул половину из того, что... А потом вот уже – по книжке-то видно (она мне, безусловно, безумно дорога – это первая моя книжка) – я просто уже стал набивать тексты. До квоты до какой-то. И так она и вышла. Т.е. тематика была уже задана – это город, меня давно эта зараза взяла, ни о чем другом-то я никогда и не писал, и писать, видимо, не буду. Мне интересен только город”. (Интервью, 31.10.01. АЛК).

 

 Январь. Гастрольные концерты Б. Гребенщикова и группы “Аквариум”. (Интервью с Б. Гребенщиковым // МГ. 1988. 13 янв.)

 20 января – выпуск “Детей Стронция”, № 4. В номере стихи и проза В. Дрожащих, И. Богданова, Ю. Вязовского, Н. Бурашникова, С. Стаканова, В. Сарапулова и др.)

 

 Февраль. Публикация В. Дрожащих и В. Кальпиди в журнале “Урал”.

 

 Март. Публикация В. Кальпиди в еженедельнике “КЛИП” (Свердловск).

 

 Апрель. 1 апреля – выпуск “Детей Стронция” № 5. Среди материалов номера – стихи А. Колобянина, Е. Ройзмана, проза Н. Горлановой, В. Курицына и др.

 Гастроли в Перми рок-групп “Браво” и “Кино”. 

 

 Май. Персональная выставка фотохудожника В. Бороздина в Доме архитектора.

 

 Июнь. В Свердловске выходит рецензия на книгу В. Кальпиди “Пласты” (Гусев В. “Все остается лире” // На смену! Свердловск, 1990. 21 июня).

 

 Август. 4 августа – выпуск “Детей Стронция”, № 5. В номере стихи В. Кальпиди, рассказы А. Верникова, А. Королева и др., “презентация” кассеты с книгами В. Кальпиди, Ю. Беликова, В. Лавреньева, В. Киршина.

 

 Вышел в свет компакт-диск барда Е. Матвеева.

 

 Вышла в свет книга фантаста М. Шаламова “Серая хризантема”.

 

 Свердловский “КЛИП” представил на своих страницах пермских “Детей Стронция” (“Тонизирующее излучение “Детей Стронция”: интервью с Беликовым вел А. Козлов // КЛИП. Свердловск, 1990. № 8. 10 апр.).

 

 Сентябрь. Пермским книжным издательством выпущен художественно-публицистический сборник “Пульс”, объединивший стихи и прозу авторов разных поколений: А. Решетова, Н. Домовитова, М. Смородинова, В. Кальпиди, В. Лаврентьева, Н. Бурашникова, С. Ваксмана, В. Дьячина, Б. Гашева, публицистику Г. Сулейманова, З. Файнбурга.

 

 Журнал “Урал” публикует аналитический материал В. Абашева о творчестве В. Кальпиди и поэтов «новой волны» (“Мы летели на свет”).

 

 Записан первый альбом группы “Рождество” (лидер группы восемнадцатилетний рок-бард Г. Данской).

 

 Киностудия “Новый курс” (руководитель студии и режиссер П. Печенкин) работает над созданием художественного фильма “Любимчик”.

 

 Октябрь. Журнал “Урал” публикует рецензию В. Курицына на выпуски альманаха “Дети Стронция” под названием “Дети с искривленным позвоночником”:

 «... стремление к социологизации поэтического жеста, трата духовной энергии во имя избыточного и банального “общественно-политического звучания”. Т.е., увы, именно то, на чем пытались играть шестидесятники. Здесь “Дети Стронция” вслед за редактором пробуют идти старой дорогой».  

 

 Декабрь. В свердловском “КЛИПе” выходит рецензия на книги стихов В. Кальпиди.

 

 

Список сокращений:

АЛК – Архив лаборатории литературного краеведения и городской культуры Пермского государственного университета.

МГ – «Молодая гвардия», пермская областная газета, печатный орган ОК ВЛКСМ.

 

 

Продoлжeниe K Oглaвлeнию