В. Хан (Мацумаро)

И. Тюленев

А. Кленов

Н. Шабунин

Ф. Инфантэ

А. Безукладников

Ю. Чернышев

В. Остапенко

В. Капридов

Н. Шолохова

Т. Черепанова

В. Виниченко

В. Пирожников

Л. Ваксман, Е. Касимов

Ю. Казарин

В. Лаврентьев

Г. Перевалов

Поэтический андеграунд Перми


 

1982

Январь.  В рамках областного семинара творческой молодежи на загородной базе “Звездный” состоялась премьера слайд-поэмы “В тени Кадриорга”. Созданное на одном дыхании, это яркое, зрелищное аудио-визуальное и литературное действо объединило вокруг себя множество имен и событий. Создание и публичные показы “Кадриорга” стали кульминацией в сюжете формирования альтернативной художественной среды в Перми на рубеже 1970-80 гг. Поэма интересна также в литературном отношении как редкий и удачный опыт совместного творчества двух поэтов, В. Кальпиди и В. Дрожащих. На премьере поэмы присутствовал московский художник Франциско Инфантэ Арана. 

 “14 января завершился семинар творческой молодежи “Актуальные проблемы эстетического воспитания творческой молодежи на современном этапе”. На семинаре выступили ученые В.В. Орлов, Н.З. Коротков и др. Театральную секцию вели режиссер театра на Таганке И.Л. Рахельгауз, режиссер МХАТа Р.А. Сирота, искусствовед В.В. Иванов, театральный критик В.Я. Камин. О тенденциях советской живописи 80-х рассказывали московский искусствовед А.М. Кантор, член СХ РСФСР Франциско Инфантэ Арана и скульптор В.М. Клыков, член СХ РСФСР. В заключительный день семинара в театральной секции прошел диспут о современном театральном искусстве. В секции художников прошла выставка молодых пермских художников. 

 Накануне (13 января) в рамках художественной секции состоялся показ слайд-поэмы “В тени Кадриорга” – совместная работа участников областного молодежного объединения “Эскиз” при обкоме ВЛКСМ и творческой студии “Поиск” при областном научно-методическом центре народного творчества и культурно-просветительской работы. Слайд-поэма получила высокую оценку Франциско Инфантэ-Арана”. (Воспитание творчеством. // МГ. 1982. 15 января).

 П. Печенкин: “Мы говорили, что это была “цветомузыка”. А это были чистейшей воды абстрактные композиции. /.../ То, что мы делали – это был суперавангард вообще в России”. (Интервью, 15.11.96. АЛК).

В. Дрожащих: “Когда показали Франциско Инфантэ, он сказал, что подобное что-то пыталась делать группа в Казани, с участием лазеров, но у них эффект гораздо слабее. А он до этого занимался некоторое время созданием искусственных пространств... Франциско Инфантэ как бы благословил нас”. (Интервью, 22.11.96. АЛК).

 По итогам семинара в МГ появляется статья В. Дрожащих о творчестве Франциско Инфантэ Арана “То, чего не может быть” (27 янв., рубрика “Эскиз”). 

 

Февраль.  В рамках празднования 50-летия газеты «Молодая гвардия» в редакции проходит семинар молодых литераторов, на который приезжают руководитель поэтической студии при редакции журнала «Юность» Кирилл Ковальджи и староста студии Евгений Бунимович. 

В. Абашев: «Выступали все – и Ковальджи, и Бунимович. И мне было очень лестно слышать, что наши – а я, разумеется, болельщик – что наши были встречены достойно и с интересом. /.../ Вот этот семинар, мне кажется, сыграл важную роль – произошло знакомство, сближение, которое привело ко всем последующим контактам москвичей и пермской волны или ноты». (Интервью, 14.01.03. АЛК).

 К. Ковальджи: «Это был первый наш «выезд» (в феврале 1982 года) – до этого к нам приезжали поэты из Питера (Драгомощенко), Одессы (Михайлик), Кишинева (Ольшевский), Канады (Кенжеев), Израиля (Генделев), Франции (Зейтунян). Для меня было неожиданностью, что в Перми возникла группа молодых поэтов, создалась творческая атмосфера, явно не уступающая известным культурным центрам России». (13.01.03).

 

 8 февраля на юбилейном вечере в помещении Пермского театра кукол состоялся повторный показ слайд-поэмы “В тени Кадриорга”. 

В. Абашев: «Впечатление, надо сказать, было сильнейшее. Одно из таких впечатлений, которые остаются надолго. Синтез звука, цвета, сильных и ярких голосов молодых – на большом экране – большое пространство, и как они колдовали там, в поту, с этими слайдами – Паша Печенкин, Виталий... Это, конечно, производило впечатление. Притом еще был азарт – чувствовать прикосновение к этому делу, что это – наше. Впервые демонстрируется, после всех балалаек многочисленных – «В тени Кадриорга». /.../ И вот началось после этого... Наши бешено аплодировали, орали «авторов на сцену!» /.../ Настоящий триумф». (Интервью, 14.01.03. АЛК).

 

 К. Ковальджи приглашает пермских поэтов с ответным визитом в Москву.

 

 После премьерных показов “Кадриорга” В. Кальпиди и В. Дрожащих приступают к работе над созданием театра синтетического искусства. Частью задуманного проекта становится сценарий театрализованной акции “Марафон-С” (эскизы декораций к спектаклю выполнены В. Смирновым).

 Постановка так и не состоялась, несмотря на то, что было получено разрешение обкома ВЛКСМ, написан сценарий, выбрана площадка – сцена ДК Гагарина, готовы эскизы декораций и определен актерский состав. 

 

 Летом В. Кальпиди, В. Дрожащих и П. Печенкин показывают слайд-поэму “В тени Кадриорга” в Москве, в редакции журнала “Юность” (на заседании поэтической студии К. Ковальджи) и в Музее космонавтики (по приглашению Ф. Инфантэ).

 

 Июнь.  В. Смирнова и В. Хана исключают из молодежного объединения при Пермском отделении Союза Художников. Поводом к скандалу послужило неформальное выступление Хана и Смирнова перед студентами кунгурского художественного училища с рассказом о современном искусстве. После «кунгурского инцидента» В. Хан окончательно переезжает в Москву, В. Смирнов как “идеологический диверсант” и “абстракционист” лишается возможности участвовать в официальных выставках. 

 В. Хан (Мацумаро): “Мы /.../ приехали в Кунгур делать заказ и поселились в общежитии, со студентами. Студенты – народ любопытный. Естественно, начали приставать с расспросами: о состоянии искусства не только в России, но и вообще в мире. Мы рассказали то, что знали. /.../ Директор Кунгурского училища направил заявление в Пермский обком, в КГБ. /.../ В Союзе художников устроили судилище. /.../ Конечно, были и те, кто не голосовал против нас: Лемехов, Филимонов, Курушин, Лаврова и еще пара человек... Остальные просто кричали: “Фашист!”. (Интервью, 12.03.97. АЛК).

 В. Дрожащих: “И вот до меня дошло, что они что-то там отчебучили в Кунгуре со Славой Смирновым. У них начались крупные неприятности. /.../ И вот раздается звонок – Витя: “Надо написать!” Я ничего не спрашиваю, говорю: “Это не трудно сделать”. И написал статейку на полосу. Витя еще принес фотографию – а он на ней с крестиком. Я говорю: “только не гарантирую, что крестик пройдет, все таки у нас художник-ретушер есть, он любит крестики закрашивать”. Витя говорит: “можно без крестика”. Потом раздается звонок – подъехали двое комитетчиков к издательству, после того как публикация вышла. И говорят: так и так, дорогой товарищ, эта статья поперек планов горкома партии, статья ложная совсем. /.../ Я говорю: я обыкновенный человек, не того уровня человек, когда уважаемый, скажем так, горком партии ставит в известность. Меня горком партии в свои планы не посвящал”. (Интервью, 22.11.96. АЛК).

 

 Ю. Беликов, оставив должность инструктора обкома комсомола, переходит в творческий состав агитпоезда ЦК ВЛКСМ.

 

 П. Печенкин по приглашению театра “Арлекин” (Л. Катаев, И. Городинский, В. Сорокин и др.) участвует в рейсе агиттеплохода ЦК ВЛКСМ “Корчагинец”. Одним из результатов этой поездки стало переселение неформального творческого сообщества в общежитие по адресу Народовольческая, 42.

 П. Печенкин: «Вова Сорокин был комендантом общежития на Народовольческой, 42. Илья Городинский был воспитателем в этом общежитии. Но и это не все. Юра Асланьян был мужем воспитательницы этого общежития, а Коля Шабунин работал там завхозом. /.../ И, одним словом: мастерская Бороздина с Безукладниковым, мастерская Славы Смирнова и моих две комнаты». (Интервью, 15.11.96. АЛК).

 

1983

 Начало «эпохи Народовольческой», ставшей одним из самых ярких и жизнерадостных периодов пермского андеграунда. 

П. Печенкин: “Пожалуй, это были самые интересные годы. Действительно, образовалось место, где мы жили, и... /.../ Мы чувствовали себя центром культуры. Мы делали то, что нам было интересно – и всё. /.../ Там люди разные были. Там постоянно появлялись какие-то женщины, пунктиром шли истории, раздирающие совершенно нашу общагу. /.../ С одной стороны, нас это сближало... Нет, сближало преодоление отчаяния и ненависти друг к другу. Сближало преодоление предательства – когда дружба оказывается выше любви. /.../ Все это было замешано на любви. Вся эта компания была замешана на любви. Причем любовь переходила друг от друга, и все это было искренне совершенно, с мясом вырывалось из груди, выбрасывалось, другим растаптывалось или подбиралось и т.д. Круто всё было очень. И всё это на химии, на фактуре, на вторчермете. /.../ В общем, это был такой замес творческой потенции невыраженной, сексуальной неудовлетворенности постоянной – в этом котле провинциального города, в истоках Егошихи – почти что у истоков этого города, в месте, где он родился – это все квасилось пять лет почти что”. (Интервью, 15.11.96. АЛК).

 А. Безукладников: “Мы там обустроили всё очень уютно. Сделали черный ход, для независимых посетителей, чтобы могли к нам приходить, а то на вахте очень строго было. Летом к нам через окно люди проникали... /.../ Я думаю, что вот такое компанейство – оно дарило свободу внутри тюрьмы. Ты ощущал себя свободным, потому что был круг людей, с которыми можно было общаться. /.../ Могли делать, что хотели, могли говорить, что хотели, могли не бояться ничего”. (Интервью, 09.01.97. АЛК).

Ю. Чернышев: “Новый год иногда отмечали, какие-то праздники. Но, в основном – так, тусовались, приходили: поговорить, выпить пива, посмотреть на новые работы”. (Интервью, 16.07.97. АЛК).

В. Смирнов: “Жили такой коммуной веселой. /.../ На Народовольческой я уже начал серьезнее работать. Поскольку у нас – компания такая творческая сложилась”. (Интервью, 15.11.96. АЛК).

В. Дрожащих: “Сложилось объединение, скажем, друзей, близких в оценках: что один скажет, то и другой может, в общем-то, сказать – такое близкое попадание. Паша Печенкин, Слава Смирнов, Юра Чернышев, Владислав Бороздин, Безукладников. Потом – Слава Остапенко. Ну, Виталий Кальпиди, я, разумеется. Потом, позднее, Капридов хорошо вписался в наш мир. Нам было весело. В теннис там помногу часов играли, в настольный... А потом начались самостоятельные пути”. (Интервью, 22.11.96. АЛК).

 

 Январь. 1 января первая в «Молодой гвардии» публикация стихотворения В. Кальпиди – “Пережить зиму”.

 

 В выставочном зале СХ – областная выставка народной фотостудии "Пермь". Среди участников: В. Бороздин, А. Безукладников.

В. Остапенко: «Что касается Безукладникова, так это просто как данность, что он один из лучших фотохудожников страны, еще в СССР. В конце 80-х он был представлен во Франции всему миру, в юбилей взятия Бастилии. /.../ Иван Дыховичный снял фильм, и там фигурировали пять авторов – среди них Безукладников. Безукладников – мастер, конечно, сильнейший». (Интервью, 20.10.01. АЛК).

 

 Сентябрь. 16 сентября в традиционный “обзор поэтической почты” МГ попадает фрагмент стихотворения В. Кальпиди “Этот дом стоял напротив…”

В. Дрожащих: “Наталья Шолохова подсунула ему /М. Смородинову/ вместе с письмами стихи Виталия, чтоб посмотрел мэтр. /.../ И Миша Смородинов допустил одну единственную ошибку на все свои обзоры почты. Он в тексте указал фамилию Кальпиди. А я тогда уже был заведующим отдела пропаганды... Наташа подошла ко мне и говорит: “Вот тут Смородинов похвалил, посмотри”. Я говорю: “Ну, Наташа, что думать, давай все стихотворение поставим”. И еще от имени Миши какие-то теплые слова приписали”. (Интервью, 22.11.96. АЛК).

 

 В. Кальпиди, отказавшись от цензурной правки, отклоняет возможность публикации рассказа “Трепанг” в журнале “Нева”.

 

1984

Май. В Москве состоялось VIII Всесоюзное Совещание молодых литераторов, на котором среди официальных участников присутствовали Ю. Беликов, В. Виниченко и В. Пирожников, и неофициально – В. Кальпиди, В. Дрожащих (семинар П. Вегина), И. Тюленев (семинар Р. Казаковой). По итогам Совещания рукопись В. Кальпиди рекомендована к печати.

 В. Дрожащих: “Причудливым образом мы прорвались на это Совещание. По пропуску прошли с Виталием Кальпиди, стоим в фойе. Вдруг стали лица сверкать, застрекотала камера, фотовспышки, огромная груда фотокинокорреспондентов навалилась на стеклянные двери “Орленка” – они распахнулись, и – ... заходит Игорь Тюленев. А за ним председатель Союза Писателей СССР. Оторопевший какой-то дружинник: "Куда?!" Тюленев: "А с ребятами надо поздороваться" – от него отошли сразу же. Он прошел, поздоровался с нами – мы, разумеется, потом в один из первых рядов попали. А предваряло торжественное открытие шелестение страниц журнала "Смена" – как полотенце журнал этот был развешан почти на каждом кресле. Выпуск "Смены" был чуть ли ни приурочен к началу семинара – тематический. Открываем журнал – а там поэма Юрия Беликова, как раз посвященная путешествию в поезде ЦК...” (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.93. АЛК).

 

Знакомство В. Кальпиди и В. Дрожащих с кругом московских “метафористов”. Ю. Беликов: “Я позвонил Еременко, сказал: “Саша, здесь приехали пермские поэты, хотят с тобой увидеться”. Он сначала как-то напряженно воспринял, потом процитировал Пушкина: “К зырянам Тютчев не пойдет”. Намекая на то, что в Перми не может быть никого. Ну, потом мы поехали к нему, познакомились. Жданов был, Бунимович Женя”. (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.93. АЛК).

Е. Касимов: «Я помню, Ерёма жил на Каланчевке, мы с ним что-то пьянствовали, как это обычно в сессию бывает. И он мне сказал: вот тут приехали пермские авангардисты. Как мы потом со Славой Дрожащих вспоминали, раза четыре в магазин бегали. Т.е. там, собственно, не получилось какого-то общения. Я подозреваю, зачем они приехали: это как бы Великая Пермь приезжает в Матушку Москву – ну, давайте познакомимся, будем дружить». (Интервью, 22.10.97. АЛК).

 

 Август. После VIII Всесоюзного совещания молодых литераторов В. Кальпиди по приглашению М. Курдиани и И. Абашидзе участвует в Днях Маяковского в Грузии. По инициативе М. Курдиани готовится к печати рукопись стихов В. Кальпиди. Книгу издать не удалось, набор был рассыпан. 

 

 Сентябрь. 7 сентября в кафе “Театральное” проходит последний показ слайд-поэмы “В тени Кадриорга”.

 Этот вечер стал первым (и последним) в запланированном цикле творческих встреч "Синтез в искусстве ХХ в.". Программа состояла из трех частей: слайд-фильм "Метаморфозы" (автор П. Печенкин при участии В. Смирнова), выступление поэтов В. Дрожащих, В. Кальпиди, Ю. Беликова и видео-поэма "В тени Кадриорга" (авторы В. Дрожащих, В. Кальпиди, П. Печенкин при участии А. Безукладникова, В. Смирнова, Ю. Чернышева). В заметке О. Козлова «Пятница, кафе "Театральное"», опубликованной 12 сент. 1984 г. в МГ, приведен отзыв В. Абашева: «Перспективность путей “Поиска” в обращенности к массовой аудитории. У поэзии единственная альтернатива – пошлость и, к сожалению, именно она процветает в формах массовой молодежной культуры – эстраде, дискотеках и т.д. Ища союза серьезного стихового слова с современными средствами светомузыкальной выразительности, “Поиск” борется с пошлостью».

 Без каких-либо разъяснений со стороны властей дальнейшие показы слайд-поэмы “В тени Кадриорга” и творческие встречи в кафе “Театральное” были запрещены.

В. Дрожащих: “В это время циркулировало в партийном сознании очередное постановление – "О борьбе с дискотеками". /.../ Потом мы слышали отголоски каких-то идеологических комиссий, что чуть ли ни демонстрацию молодежь города устроила после этого выступления. А просто людям не хотелось расходиться, мы вышли, и пошли в сторону ЦУМа, человек сорок... Вот это назвали демонстрацией”. (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 08.05.94. АЛК).

В. Бороздин: «На этот вечер /.../ кого-то там из обкома ВЛКСМ не пустили без денег. Ну, вот, если в список приглашенных не входишь – так плати деньги, если хочешь смотреть. И она – представительница обкомовская – такой шум подняла! Я был на заседании у директора, когда было оглашено распоряжение о закрытии студии «Поиск». /.../ Я на этом присутствовал, и было стыдно, что никто слова-то не сказал, но уже ледяная такая обстановка нависла». (Интервью, 25.10.01. АЛК).

П. Печенкин: “Когда в 84-м году нас разгромили, /.../ мы сидели у Виталика дома и думали: что же нам делать. То ли нам в КГБ идти – с ними разговаривать, то ли нам затеять скандал еще крупнее, чтобы нас в 24 часа выкинули из страны. /.../ Не произошло ничего. Правда, закрыли нашу студию, отобрали аппаратуру, закрыли дискостудию, которой я руководил. Фотографии, кстати, есть: после “Театрального”, с афишей, перед кафе мы стоим – радостные такие: все совершилось. И это последняя фотография была целого периода в жизни”. (Интервью, 15.11.96. АЛК).

 

 Ноябрь. По приглашению В. Кальпиди и В. Дрожащих в Пермь приезжает Алексей Парщиков. 

 Выступления А. Парщикова состоялись 23-24 ноября в студклубе и актовом зале ПГУ. (Грач В. (псевдоним В. Дрожащих – А.С.) Поэты Москвы. // МГ. 1984. 21 ноября).

 

 Декабрь. 16 декабря в “Молодой гвардии” первая публикация стихов свердловского поэта Андрея Санникова.

 

 В этом же году, окончив Московский архитектурный институт, в Пермь возвращается художник Вячеслав Остапенко. Фотограф А. Безукладников переезжает в Москву.

А. Безукладников: «В 84-м году режиссер Александр Митта приехал в Пермь. Паша Печенкин со Славой Смирновым пригласили его к нам в гости. Он пришел, ребята показали ему все, на что способны, и я показал фотографии. Они ему очень понравились. /.../ Говорит: «Тебе надо в Москву, тебе нечего здесь делать». Вдохновил». (Интервью, 09.01.97. АЛК).

 

1985

 В 1985-86 гг. рукописи В. Кальпиди и В. Дрожащих обсуждаются на семинарах литобъединения при Пермском отделении Союза писателей. 

 В. Дрожащих: “... Там до жути вообще доходило. Вроде первомайской демонстрации – такие же по энергетике обсуждения. На обсуждении Виталия Кальпиди – в декабре 85-го – вел семинар Авенир Крашенинников. /.../ И если он со знаком минус вначале воспринимал стихи Кальпиди, то потом уже вывел разговор на какой-то определенный уровень, что, “может, это и не стихи по форме, но все равно – поэзия”. И тут ему стали угрожать откровенно: “Вы же член партии – кого вы под свое крыло берете!?” (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.94. АЛК). 

 В. Абашев: «Когда я был в аспирантуре, в 86 году, я, по-моему, в январе или феврале приезжал сюда, в Пермь, и как раз было обсуждение в Союзе писателей рукописи Виталия. /.../ Кстати, Радкевич там был. /.../ Он сказал одну фразу лишь – что ему непонятно – да, талантливо, но почему «типография треснутых зимою губ»? /.../ Я поправил: «Там «топография». – «А, топография!». Все становится понятно: губы, покрытые трещинками, как топографическая карта всеми этими речками и т.д. Но старики много не говорили. Меня поразили молодые. /.../ Вот именно молодежь как-то вдруг выступила резко против». (Интервью, 14.01.03. АЛК). 

 

1986

 Весна. Обсуждение рукописи В. Дрожащих на литобъединении при писательской организации. 

 В. Дрожащих: “Где-то в марте обсуждали мою рукопись. Руководил А. Гребнев. Он сконструировал крылатую фразу: “Это бессердечно, потому и безнравственно, это безнравственно, потому и бессердечно” – фраза, полная неожиданностей по смыслу. /.../ Еще Решетов сказал что-то. Ну, более-менее взвешенное у него выступление было. Отказывал в качестве открытости души. Говорил, что формальная сторона на месте, станок на месте, мол, а токарь, который песни поет – он не пришел еще”. (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.94. АЛК).

 

 В помещении театра оперы и балета по приглашению главного дирижера театра А. Анисимова состоялось выступление В. Кальпиди и В. Дрожащих.

 В. Дрожащих: «Нашелся человек поддержать нас, организовав в оперном театре какой-то вечер симфонической музыки, очень сложный, с участием молодых пермских композиторов – и там выставка художников, поэтические выступления. На всем этом присутствовал начальник отдела пропаганды или культуры (не помню), который страшно возмущался: «кто их сюда пустил, кто позвал этих несчастных стихотворцев?» А позвал нас тогда главный дирижер оркестра». (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.94. АЛК).

 

 Выходит из печати книга Ю. Вахлакова и В. Окунева “Вдали от государственной границы” (Пермь, 1986), дающая негативную идеологическую оценку деятельности пермских поэтов-авангардистов и студии “Поиск”. В качестве иллюстрации приведен фрагмент из стихотворения В. Дрожащих, опубликованного в “МГ” 8 июля 1984 г. 

 В. Дрожащих: “И, оказывается, в этот момент готовилась книжка, которая изобличала какие-то идеологические диверсии в Пермской области, в том числе диверсию в кафе "Театральное". /.../ И, оставаясь в то время где-то за кадром официального литературного течения, русла, в то же время мы получили какую-то охранную грамоту в виде этой книжки, где признавалось, что мы – “молодые, способные, а может быть, даже и талантливые ребята”. (Интервью,  22.11.96. АЛК).

 

 Отметившая в этом году свое 50-летие Пермская писательская организация принимает решение “Об упорядочении работы с начинающими литераторами” (“Литературное объединение реорганизовать так, чтобы работа велась только с истинно талантливой, творчески перспективной молодежью. /.../ Для вступления в литобъединение необходимо иметь серьезные – художественно и социально – публикации, /.../ не менее двух письменных рекомендаций от членов СП СССР”), ставшее очередным барьером на пути литературной социализации молодых авторов. Решение было поддержано выступлением “Литературной газеты” (1987, 4 февр.), оценившей как проявление “скромности” и “душевного благородства” членов пермского СП тот факт, что его численный состав уже который год неизменно равняется двадцати пяти.

 

 Октябрь. Первая журнальная публикация В. Кальпиди: “Кораци” (Белград, Югославия), № 10, где также были напечатаны стихи московских поэтов “новой волны” – А. Парщикова, А. Еременко, И. Кутика, В. Аристова.

 

 Декабрь. 5 декабря газета “Молодая гвардия” начинает дискуссию “Поэзия 80-х: традиции и перспективы”. В качестве материала к обсуждению публикуются стихи В. Кальпиди и А. Санникова.

 

 

Продoлжeниe K Oглaвлeнию