В. Дрожащих

В. Кальпиди

С. Финочко

В. Абашев

Анатолий Cубботин

Ю. Асланьян

Ю. Беликов

Н. Горланова

П. Владыкин

В. Запольских

П. Печенкин

М. Шаламов

М. Крашенинникова

А. Новодворский

Александр Попов

В. Жехов

Вячеслав Смирнов

В. Бороздин

Н. Бурашников

А. Долматов

В. Белобородов

Н. Печенкина

Поэтический андеграунд Перми


 

1974

 На филфак ПГУ поступает Виталий Кальпиди. Знакомство В. Дрожащих и В. Кальпиди, первые совместные поэтические выступления.

С. Финочко: «Вот брожение /на филфаке – А.С./: “КАЛЬПИДИ приезжает – из Челябинска!” А дело в том, что были пара человек из Челябинска, которые его знали: Наташа Турик – первая жена Славки Полунина. И вот, говорят, там такая личность есть: нигилист – Базаров или ранний Маяковский... И что стихи пишет. А у нас ведь, если стихи пишет – это ЧЕЛОВЕК! /.../ Девочки некий ажиотаж создали, притом не забывай, что на филфаке любой парень – это уже заметный человек. Это раз. Во-вторых, парень, который пишет стихи, в-третьих, он еще что-то из себя представляет, такой борец за идею, очень резкий человек и т.д. /.../ Ну, приехал. Славка с ним сразу же очень сдружился – Дрожащих». (Интервью, 06.11.01. АЛК)

В. Дрожащих: “И где-то в конце декабря мы на базе знакомств вокруг стенгазеты филфаковской организовали группу, которая выступила в школе какой-то гайвинской – и там мы познакомились с Виталиком. В то время /в его стихах – А.С./ заметно было влияние раннего Маяковского, в этой экспрессии какие-то фокусы глобальные, непроработанные, эмоциональные – все это хорошо очень воспринималось и среди десятиклассников. Итог вечеру подвела преподавательница, которая сказала, что “мы и не знали, что стихи вообще такие бывают”». (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.94. АЛК).

 

1975

 В. Кальпиди после первого семестра отчисляется из университета.

 В. Дрожащих: “Короче говоря, за длинный язык его исключили. /.../ Он делал замечания преподавателям (в лице Скитовой, например)”. (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.94. АЛК).

С. Финочко: «Он вел себя на семинарах так – ну я же говорю, этот молодой выпендреж и нигилизм – что невольно он... /.../ Ну, мне передавали такие вещи, что у Ганиной (по фольклору), вообще знаменитой своей строгостью, он говорил: «А мне вообще ваш предмет не интересен». Если, конечно, такое было». (Интервью, 06.11.01. АЛК). 

Н. Горланова: «Из-за чего Кальпиди отчислили? Да из-за Троцкого. Он на занятиях ведь ляпал, что хотел – это же Кальпиди. Прямо на первом курсе. «Почему мы осуждаем Троцкого, в то время как его идея перманентной революции и есть идея нашего государства?» Всё. Завертелось. Его быстро исключили. А всех однокурсников таскали, мальчиков, чтобы они давали на него показания». (Интервью, 21.03.02. АЛК). 

 

В. Дрожащих – редактор факультетской стенгазеты “Горьковец”.

В. Абашев: «...он был редактором «Горьковца». /.../ Я рисовал, оформлял газету – и вот тогда стихи Дрожащих были на руках постоянно – я читал, и отдельные строчки запомнились именно с тех машинописных листов». (Интервью, 14.01.03. АЛК). 

 

На филфак поступают Ю. Беликов, Ю. Асланьян, А. Субботин.

А. Субботин: “... первый, с кем я познакомился, – это был Юрий Асланьян. Он только что вернулся из армии, я уже позднее узнал, что он служил во внутренних войсках, две или три повести написал уже на эту тему. Ну, не сразу об этом мне стало известно, зато сразу стало известно, что мы оба пишем стихи. А на втором курсе к нам пришел Юрий Беликов”. (Интервью, 31.10.01. АЛК).

 

1976

Апрель. Первая поездка молодых поэтов – В. Кальпиди, В. Дрожащих и Ю. Беликова – в Москву.

 Ю. Беликов: “Однажды мы с моим другом, поэтом Толей Култышевым, /.../ поехали к Вознесенскому. Тогда вообще была мания ездить к Вознесенскому. Он жил в высотном доме на Котельнической. /.../ А я еще никогда в лифте не ездил, и я говорю Толе: пойдем пешком. Идем мы, идем, и вдруг – на одной из лестничных площадок встречаем Дрожащих и Кальпиди. Можно сказать, что основное наше знакомство произошло там”. (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.94. АЛК).

 

1977

Первая публикация В. Кальпиди: два стихотворения в заводской газете “Машиностроитель”, 4 марта 1977. 

П. Владыкин: «Стихи Виталия Кальпиди были напечатаны впервые, когда ему было девятнадцать лет. Виталий пришел в газету – я его принимал, принял, и вот он проработал две недели. Была такая система – на оборонных заводах проверяли всю подноготную. И у Виталия было с КГБ неладно. Он, может, что-то о комсомоле однажды неосторожное сказал, что комсомол надо реформировать, что надо делать клубы по интересам... Он мне все это рассказывал, но я не думал, что так тщательно следят за студентами, за бывшими студентами (он же был исключен, по-моему, из университета). Вот, за безобидные слова. А я его взял, зная это, потому что – ну не только комсомольцы, но и беспартийные ведь работали в газете. А, однако, нет – видимо, крючок был крепкий...

Я ему дал задание, как водится, написать – тема какая-то, общезаводская, строительство, что ли, не помню сейчас. Он написал. И я спрашиваю: «Ну что, еще в каких жанрах работаете, Виталий?» «Ну – стихи». Несколько стихотворений принес, и мне показались они зрелыми. У него каскад был образов, образность богатая, насыщенная. Чувствовалось уже тогда, что он строит свой мир... Он тогда уже сформировался, в девятнадцать лет. «А в «Пермском университете», – спрашиваю, – публиковались?» «Нет, – говорит, – ничего».

В основном-то я помню перипетии трудоустройства... Ну, он порывист был, как сейчас. Он, я вам скажу, ничуть не изменился. Когда я его принимал, мне было сорок лет, а ему девятнадцать. Порывистый, молодой, худощавый. Он и не меняется. Ну, горяч, независим – все как сейчас». (Интервью, 19.07.01. АЛК).

 

В. Кальпиди проработал в редакции газеты “Машиностроитель” завода им. Калинина неполный месяц, после чего вынужден был оставить это место. Кроме двух стихотворений, в одном из номеров газеты опубликованы графические зарисовки поэта – шаржи антиклерикальной тематики. 

 

 ПГУ. Студенческая весна: филфаковская постановка пьесы Горького "На дне". Пьеса перелицована под антураж студенческого общежития. Действующие лица и исполнители: Сатин и Бубнов – С. Финочко, Рабфаковец Клещ – Ю. Беликов, Артист – В. Дрожащих.

 С. Финочко: “У меня был тридцатитомник Горького – я взял этот том с пьесами, предложил ребятам. И мы стали выдумывать. Я просто читаю пьесу – все ржут. Мы общагу «восьмерку» – переделали в ночлежку. Я говорю: «Ребята, смотрите: кому как не нам поставить эту пьесу?» «На дне» Горького – ночлежный дом – с чего начинался наш университет? Это сам бог велел!» И начали, буквально по тексту, а там у Горького что ни фраза, то – золото. Великий писатель!” (Интервью, 06.11.01. АЛК).

 Ю. Беликов: «Бельский /декан – А.С./, который смотрел этот наш спектакль, он хохотал вместе с присутствующими в зале. А потом, через два месяца, вдруг диаметрально изменил свою позицию. И я застал клочок разговора, когда зашел в общежитие, где шло обсуждение: «Особенно мне не понравился Беликов в красной рубахе. Ну что это за символ забитого пролетария?!» (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.94. АЛК).

 С. Финочко: “Дело шумное было, на парткомах всяких говорили: “А ведь сколько идеологических недоработок у нас – вот, в университете антисоветскую пьесу “На дне” поставили...” Вдумайся только! Антисоветская пьеса!” (Интервью, 06.11.01. АЛК).

 

 После скандала вокруг постановки “На дне” прекращает существование факультетский творческий кружок. 

 

 По инициативе Ю. Беликова на филфаке образуется неформальная поэтическая группа “Времири”. Участники: Ю. Беликов, Ю. Асланьян, А. Субботин, М. Шаламов, В. Запольских, М. Крашенинникова, А. Ширинкин, А. Попов. “Времири” выступают с поэтическими концертами в университете, пединституте, продолжают выпускать стенгазету “Горьковец” (редактор Ю. Беликов). 

Ю. Беликов: «Я помню, мы уже начали выступать, и не только в университете, а еще по каким-то аудиториям пермским, например – в политехе, и афишу там повесили... В афише, если память мне не изменяет, значилось: Вокальный Ансамбль «Времири». И там, в этой афишке (вот это точно была моя идея), подобно тому, как в ВИА есть бас-гитара, соло, ритм-гитара и т.д., можно было прочесть: «Бас-стихи, соло-стихи, ритм-стихи, ударные». «Ударными» – был я, «басом» – Саша Попов, «ритм-стихи» – Леша Ширинкин, «соло» – Асланьян». (Интервью, 06.03.97. АЛК).

 В. Запольских: «Во «Времирях», наверное, был интересен элемент игры, спектакля, потому что стихи там, как мне кажется, у всех нас были достаточно плоские. Я был ответственен, видимо, за эпатаж. Субботин брал тем, что всегда объявлялось: «исполняется сидя». Он садился и читал сидя. /.../ Ну, было там много мелкого хулиганства – в рамках пятнадцати суток, не более». (Интервью, 15.02.02. АЛК)

 Ю. Беликов: “И естественно, все наши романтические откровения становились достоянием факбюро. Я помню периоды, когда просто «Горьковец» снимали, закатывали в рулон, и – несли Веселухиной. Или, например, сегодня мы прикнопили «Горьковец» в 8-м общежитии на стену, а завтра в нем уже зияли дыры.” (Интервью, 06.03.97. АЛК).

 

 В подвале жилого дома по адресу ул. Героев Хасана, 10, в мастерской художника Валерия Жехова по инициативе начинающего журналиста Павла Печенкина, самого Валерия Жехова и молодого литератора Федора Плотникова образуется неофициальное творческое объединение “Эскиз”.

 В. Жехов: “Мы когда пришли, /.../ здесь был страшный погром, было все затоплено, было очень страшно. Что могли – подремонтировали”. (Интервью, 11.09.98. АЛК).

А. Новодворский: “Где ресторан Сибирь, там арка – со стороны улицы Героев Хасана. Вот мы под эту арочку заходили, и – последний подъезд – тут подвал. Два окошечка подвальные, железная дверь. Валера там работал, на токарном станке что-то вырезал. А я – через загородку, живописью занимался”. (Интервью, 25.08.98. АЛК).

 П. Печенкин: “... вышли на крыльцо галереи, был солнечный весенний день /.../ И мы почему-то остались: Валера Жехов, Таня Черепанова, я, еще кто-то... Не хотелось расходиться, и мы подумали: а почему бы нам не встретиться, почему бы нам не сделать какой-нибудь клуб. Решили создать среду. /.../ Валера предложил свой подвал. И вот там мы начали собираться». (Интервью,  15.11.96. АЛК).

 И. Тюленев: “Ну, у Валеры было прекрасно! Беседовали, спорили. Очень много было идей у Паши Печенкина – я даже не удивлюсь, если это его была идея – собираться там. Катализатор идей. Он тогда, я помню, разводы делал на слайдах, экспериментировал. Тогда он начинал со стихов, не очень сильных, правда. Еще был такой Федя Плотников, который очень хорошо знал поэзию – и советскую, и мировую. Пастернака цитировал с любой строки. Может, это ему и мешало – такая память мощная – помешала стать поэтом. Стихи читали друг другу, какие-то йоги к нам приходили – мы всё пробовали на себе. Больше всех внушению поддавался Паша Печенкин – один раз его так загипнотизировали! Между двух табуреток его положили, кто-то даже сел на него – и он не согнулся». (Интервью, 12.01.98. АЛК).

 В. Белобородов: “Решили: надо бы сделать какую-то программу. Я помню: каждый решил, что нужно выступить сначала по одиночке перед всеми, а потом создать рабочую программу”. (Интервью, 11.02.98. АЛК). 

 М. Колегов: “Как в котельной – клубы дыма, и в облаке дыма художники, поэты... Всё спорили, что-то доказывали, глаза на многое открывали друг другу – буквально всё гудело. Тема искусства была центральная, связующая”. (Интервью, 15.12.98. АЛК).

 Н. Печенкина: “... было много встреч, знакомств, тусовок, как бы сейчас сказали. /.../ Это было интересно – обмен какими-то идеями, обсуждение. Но... Там люди были слишком разные, не было сложившегося круга”. (Интервью, 27.11.01. АЛК).

 

 Знакомство П. Печенкина с художниками В. Ханом (Мацумаро) и В. Смирновым. 

П. Печенкин: “На одной из выставок – по-моему, это была чуть ли не первая выставка молодых художников... Я прихожу и вижу композицию: кирпич, с одной стороны красный, с другой – желтый, вымазан эмалью, обожжен. Посередине кирпича – какая-то ерунда. Так, совершенно беспредметно и очень эмоционально. “Виктор Хан” – подпись”. (Интервью, 15.11.96. АЛК).

 В. Хан (Мацумаро): “Это были первоклассные работы: два серебристых, глазурью покрытых объекта – “кирпичи”. Это были вообще первые объекты, которые я показал. Ему /Печенкину – А.С./ – понравились”. (Интервью, 12.03.97. АЛК). 

 

 В областной газете “Молодая гвардия” появляется первая заметка П. Печенкина – о художнике А. Филимонове:

Печенкин П. Путь к совершенству // Молодая гвардия (далее МГ – А.С.) 1977. 1 июля.

 

1978

 Очередная поездка молодых пермских литераторов (Ю. Беликова, Ю. Асланьяна, М. Запольских, М. Шаламова) в Москву. Знакомство Ю. Беликова с поэтом П. Вегиным. 

Ю. Беликов: “Я позвонил Вегину и говорю, что вот «мы – ребята из Перми (уже), хотим с вами встретиться». Вегин оказался очень демократичным человеком... /.../ Я помню, мы встречались – Асланьян и я – с Вегиным в ЦДЛ, в буфете. Читали ему стихи. Я читал «Венчание на царство в чусовских лесах». Он восхитился: «Мы это стихотворение обязательно напечатаем!». Тогда его напечатать не удалось...” (Интервью, 06.03.97. АЛК).

 

 П. Печенкин знакомится с группой фотографов, участников фотоклуба “Пермь” (В. Чувызгалов, В. Бороздин, А. Долматов, П. Агафонов и др.). В газете “Молодая гвардия” продолжают публиковаться его заметки о молодых пермских художниках:

 Печенкин П. Образ, техника, гармония. // МГ. 1978. 17 мая. (об И. Лавровой). 

 Печенкин П. Советская школа графики. // МГ. 1978. 10 сент. (о работе пермских художников на “челюскинских дачах”). 

 

1979

Январь. По инициативе клуба “Эскиз” учреждается одноименная рубрика в газете “Молодая гвардия”.

 24 января первый выпуск странички "Эскиз": публикация стихов С. Тюрина, В. Минченко, Ф. Плотникова, Ю. Изместьева, Т. Геркуз; в художественном разделе статья И. Федотовой о творчестве художницы Галины Хоменко, а также карикатуры Леонида Лемехова и фотография Виктора Чувызгалова. Рубрика “Эскиз” в газете «МГ» продолжает существовать до 1988 г.

 Март. Первые встречи участников клуба “Эскиз” с молодежью города. 

 “На встрече со студентами политехнического института были показаны графические работы Вячеслава Смирнова, состоялось обсуждение, художник ответил на вопросы. После перерыва вечер продолжился поэтическим отделением. Это не первое мероприятие "Эскиза", такое же было организовано со студентами пединститута. 24 марта во Дворце культуры завода им. Ленина состоится встреча "Эскиза" с молодежью Мотовилихи”. (Игорева Н. "Эскиз" собирает друзей. //МГ. 1979. 18 марта.)

 

 Летом участники “Эскиза” (П. Печенкин, В. Жехов, Ф. Плотников, И. Тюленев, А. Новодворский, В. Белобородов, Л. Куколев, В. Кириллов и др.) проводят коллективную театрализованную акцию “Ночь на Ивана Купала”.

П. Печенкин: “Я и Володя Белобородов написали сценарий... Это был период увлечения язычеством. Я тогда открыл для себя двухтомник Афанасьева – к нему был свободный доступ. Для тех времен это была довольно вредная книга: два тома по пятьсот страниц – самое подробное описание всей дохристианской Руси, идеологии, обрядов... Там очень много эротики – т.е. фантастика просто. И мы написали сценарий, используя факты, идеологию этой книжки. До сих пор великолепно все помню в деталях. Задумано было так: несколько площадок, на которых параллельно разворачивалось действие, в конечном итоге все объединялось в один центр”. (Интервью, 15.11.96. АЛК).

В. Белобородов: “Там было все: были круги огненные, которые мы катали с горы, были белые одеяния, были лешие, домовые... Причем, все было разработано так, что участники, появляясь на поляне очередной, неожиданно сталкивались с новым действием, т.е. для каждого был сюрприз, каждый знал только свою роль. Все было рассчитано на целую ночь, и закончили мы так: плот горящий, плывущий по реке...” (Интервью, 11.02.98. АЛК).

А. Новодворский: «... по бурелому бегали, причащались, через костер прыгали. Такой был хэппенинг... Ну, идея-то, их была – Печенкина с Плотниковым... На Сылве, на берегу – заливчик отличный. Под откос такая была поляна. Вот мы вечером шли, шли по лесу, нас много было человек. Помню: в темноте, с факелом – идут такие, перекликаясь, чтобы друг от друга не отстать. Лес хрустит... Потом, после прыжков через костер, стихи читали. Каждый обязан был что-то прочитать». (Интервью, 25.08.98. АЛК).

И. Тюленев: «Все были в масках – сами сделали. Федя Плотников там чуть не замерз – еле вытащили его из речки, вода холодная была. Девушка одна, наоборот, чуть не сгорела – через костер прыгнула неудачно, но мы ее быстро затушили. А когда обратно собрались, случайно поехали не в ту сторону – не в Пермь, а к Добрянке – я тогда стоп-кран сорвал. На ходу остановили электричку, вышли, машинист что-то такое кричал нам...» (Интервью, 12.01.98. АЛК).

 

1980

 В. Дрожащих начинает работать корреспондентом в газете “Молодая гвардия”.

 П. Печенкин осваивает технологию слайд-фильмов, которые демонстрируются им на конкурсах дискотечных программ, участвует (совместно с художником Л. Лемеховым) в проведении первого показа пермского Дома моделей в Москве.

П. Печенкин: “Первый фильм мы сделали с Лешей Нечаевым на три экрана. На каждый экран – по два диапроектора. Назывался он «Величание». Такая слайд-композиция под музыку Баха, Вивальди, популярной классической музыки, с философским контекстом, о вечности красоты, искусства, женщины – то, что свойственно обычно подростковому сознанию”. (Интервью, 15.11.96. АЛК). 

 

 Знакомство П. Печенкина с В. Дрожащих и В. Кальпиди.

П. Печенкин: “Когда Слава впервые показал мне свои стихи, у меня было такое ощущение, что... Да, да: что рядом со мной вдруг остановился самосвал с булыжниками и вывалил это все. Мне сказали: вот поэзия, а не цветы, любовь, девушка и прочее, не баня там русская, из которой голым в снег, как писал Коля Бурашников, а – вот». (Интервью, 15.11.96. АЛК).

 

 Первые публикации в “Молодой гвардии” В. Дрожащих (стихи, 26 сентября и 16 ноября) и В. Кальпиди (21 ноября – прозаическая миниатюра "Где живет воздух", 28 ноября – фрагмент эссе об А. Блоке "И вот я жив и говорю с тобой").

 

 Ноябрь. Творческое объединение “Эскиз” переезжает в помещение редакции “Молодой гвардии”. 2 ноября – первая встреча участников поэтической секции преобразованного “Эскиза”.

 На встрече присутствовали 15 молодых поэтов из Перми и области, чьи стихи печатались на страницах газеты. Был выбран совет, составлен план работы. По случаю 100-летнего юбилея А. Блока был выделен вопрос о гражданской позиции поэта. В разговоре участвовали руководитель литературного кружка при Пермском отделении Союза писателей и редакции «Молодой гвардии» Анатолий Гребнев и поэт Михаил Смородинов. За "круглым столом" состоялось обсуждение проблем по созданию творческого молодежного объединения. В разговоре приняли участие М. Смородинов, А. Гребнев, С. Тюрин (военнослужащий), С. Малышев (редактор газеты "Металлург"), И. Тюленев (механик завода "Камкабель"), В. Возженников (учитель истории из села Постаноги Нытвенского района), Е. Соснина (зав. библиотекой г. Лысьва), П. Печенкин (литературный сотрудник газеты "Ленинец", ППИ), В. Абанькин (сотрудник ПГУ). П. Печенкин предложил название для следующей, декабрьской встречи, на которой будут обсуждаться стихи членов объединения и выставка работ Вячеслава Смирнова – «Главная тема». По итогам встречи «Молодая гвардия» публикует 16 ноября творческий отчет: подборку стихов С. Малышева, Н. Бурашникова, Ю. Калашникова, А. Меркушева, Н. Турицыной, В. Дрожащих, В. Возженникова, Г. Дробининой, В. Абанькина, А. Кленова, И. Тюленева, С. Тюрина.

 

 Декабрь. В редакции “МГ” открыта выставка художника В. Смирнова.

 Т. Черепанова: «Тогда мы в редакции /.../ начали проводить выставки молодых художников. Помню, в первую очередь мы работы Славы Смирнова развесили у себя на 11-м этаже, по стенам в коридорах, и провели обсуждение. Потом там же появились работы Валеры Подкуйко, Лены Кудрявцевой, Саши Новодворского – народу много приходило посмотреть». (Интервью, 17.07.97. АЛК).

 

 12 декабря в Художественной галерее состоялась встреча пермских студентов с художниками В. Ханом и Л. Лемеховым. 

 Встреча со скульптором-керамистом В. Ханом и главным художником Пермского дома моделей Л. Лемеховым прошла в рамках Студенческого дня искусств. Виктор Хан к этому времени уже участник областных, всесоюзных и международных выставок. (Студенческий день искусств // МГ. 1980. 12 дек.) 

 

 17 декабря прошла первая встреча поэтической секции творческого объединения "Эскиз" со студентами Пермского университета.

 В общежитии ПГУ собрались завсегдатаи творческого кружка филфака, будущие юристы, физики. Свои стихи читали И. Тюленев и Н. Бурашников.

 

 Скульптор-керамист Виктор Хан становится лауреатом Биеннале-80 во Франции.

 “Весной его керамика была представлена на конкурсном просмотре работ для участия в международных выставках. Работы /.../ были направлены на Биеннале-80 в город Валлорис (Франция), где находится центр керамистов, основанный Пабло Пикассо, и в Италию, на традиционный биеннале керамистов в городе Фаэнца. Из Валлориса пришло известие: Виктор стал лауреатом этого представительного биеннале керамистов”. (Печенкин П. Лауреат выставки во Франции. // МГ. 1981. 11 янв.).

 

1981

 Знакомство молодых пермских поэтов с публикацией И. Жданова и А. Еременко в альманахе “День поэзии” (1980). 

 В. Дрожащих: “На библиографию указал мне Абашев. Где-то мы встретились, он говорит: там интересная публикация была – посмотри”. /.../ И не помню, какой это, 82-й или 81-й год был, мы познакомились с этой публикацией в Горьковке (библиотеке) – с Виталием Кальпиди. Он прочитал, как всегда запальчиво среагировал: “Ну, это все лажа”. А я говорю: «Пройдет некоторое время – ты так же будешь писать». Он обиделся”. (Интервью с В. Дрожащих и Ю. Беликовым, 07.05.94. АЛК). 

 

 П. Печенкин обосновывается в подвале ОНМЦ (Областной научно-методический центр народного творчества, ул. Куйбышева, 33), где при фотоклубе «Пермь» создает слайд-студию “Поиск”, продолжает разрабатывать технологию «жидких» слайдов.

 П. Печенкин: “Жидкие” слайды? Это замечательная вещь. /.../ У меня даже сохранилась тетрадка с рецептами слайда по фильму "Метаморфозы". Допустим: раствор соляной кислоты и цинк. Туда можно было капать, допустим, красный глицерин... /.../ Сотни раз повторенный опыт, который уже был выучен мной наизусть. /.../ На экране происходили вещи чудовищные, все превращалось друг в друга...» (Интервью, 15.11.96. АЛК).

Н. Печенкина: “То, что там происходило на экране – мне казалось, что это по крайней мере было нечто совершенно не похожее на то, что происходило за окном, в той жизни, совершенно дурацкой, курьезной какой-то, потому что это было за рамками. И само по себе это было уже хорошо. По крайней мере, смотреть на экран было интересно. /.../ Все эти краски, они, соприкасаясь с поверхностью, приобретали невообразимые формы, т.е. это был процесс неуправляемый. /.../ И это, конечно, было своего рода протестом против соцреализма, который тогда просто оскомину всем набил совершенно”. (Интервью, 27.11.01. АЛК).

 

 Февраль. Очередное заседание “Эскиза” в редакции “Молодой гвардии”.

 На этот раз в редакции развернута выставка работ А. Новодворского. Обсуждались стихи А. Кленова (Пермь) и Ю. Калашникова (Добрянка). С. Тупицын читал новые миниатюры, Н. Шабунин (сотрудник ПГУ) пел под гитару свои песни. Сюжет о встрече прошел в телегазете “Прикамье вечернее”. 20 марта МГ публикует отчет о встрече.

 

 Май. В Пермской государственной художественной галерее открыта экспозиция работ молодых художников – Ирины Лавровой (графика), Анатолия Филимонова (живопись), Виктора Хана (керамика), Леонида Лемехова (плакат, карикатура и моделирование одежды) – знаменитая “Выставка четырех”.

 (Печенкин П. Муза кисти и пера. // МГ. 20 мая; Черепанова Т. Личность. Характер. Талант. // МГ. 27 мая; Чернышев Ю. У зеркала жизни. // МГ. 10 июня.).

 

 Июнь. Встреча выездной бригады “Эскиза” со школьниками и молодыми тружениками совхоза "Верхнемуллинский". 

 Свои стихи читали П. Печенкин, Ф. Плотников. Пели под гитару О. Филичкин (президент клуба самодеятельной песни), Л. Квятковская, Л. Бегишева, В. Лунегов, А. Глухов. В комнате трудовой славы Дома культуры прошла выставка графики Е. Кудрявцевой, экспонировались фотоработы В. Савинова, инженера из Соликамска). (Дрожащих В. "Эскиз" на сельской сцене. // МГ. 1981. 3 июля.) 

 

 В выставочном зале СХ открыта выставка работ молодых художников (среди участников В. Смирнов, И. Одинцов, В. Жданов, А. Можарский,  М. Слобожанин, В. Подкуйко, Н. Кацпаржак и др).

 (Чернышев Ю. Чтобы разговор состоялся. // МГ. 1981. 7 июня; Худына В. Найти свою тему. // МГ. 1981. 26 июня).

 

 Октябрь. Встреча участников "Эскиза" с литературным объединением "Малахит" завода им. Ленина.

 Встреча состоялась в помещении редакции "Мотовилихинский рабочий". Читались стихи, П. Печенкин рассказывал о синтетических видах искусства, разновидностью которого является слайд-фильм. (Азарский Б. В гостях у "Малахита" // МГ. 1981. 18 окт.)

 

 Ноябрь. Ю. Беликов назначен на должность зав. сектором культурно-массовой работы обкома ВЛКСМ

.

 П. Печенкин, В. Дрожащих и В. Смирнов в рамках предстоящего областного семинара творческой молодежи едут в Москву с целью приглашения в Пермь деятелей современного искусства. 

 Приглашение приняли художник Франциско Инфантэ Арана и поэт Кирилл Ковальджи, который планировал привезти с собой группу молодых московских поэтов, участников объединения при редакции журнала «Юность»: И. Жданова, А. Еременко и Е. Бунимовича. 

В. Дрожащих: “Мы просто не знали, что нам делать. Пить красное вино надоело. /.../ И вот поехали приглашать интересных, на наш взгляд, людей. /.../ В основном, Паша Печенкин активность проявлял. К театралам заходили, с художниками встречались... Вызвонили мы Инфантэ, договорились с ним. Мы видели до этого выставку Инфантэ на Малой Грузинской”. (Интервью, 22.11.96. АЛК).

 

 Декабрь. В. Кальпиди, В. Дрожащих и П. Печенкин начинают работу над слайд-поэмой “В тени Кадриорга”.

П. Печенкин: “... на дискотечном конкурсе Слава увидел мой слайд-фильм "Метаморфозы". /.../ И вот на одной из встреч мы решили: а давай попробуем соединить стихи и все это. Давай, что получится?” (Интервью, 15.11.96. АЛК). 

В. Дрожащих: “Мы стали собираться в подвале Дома народного творчества, по улице Куйбышева. /.../ В нем мы лепили слайд-поэму "В тени Кадриорга". /.../ Приходили, отрабатывали куски совместные, видеоряд. Несколько проекторов на экран, и очень динамичная, подвижная живопись получалась”. (Интервью, 22.11.96. АЛК).

 

 

Продoлжeниe K Oглaвлeнию