Tатьяна Черепанова

  Черепанова Татьяна Алексеевна (р. 1949, Орша, Белорусская ССР). Окончила филфак ПГУ и факультет журналистики МГУ. В начале 80-х курировала работу творческого объединения при газете «Молодая гвардия». Журналист, в разные годы сотрудник пермских газет «Молодая гвардия», «Пермские новости», «Звезда», «АиФ-Прикамье». В настоящее время главный редактор газеты «Деловое  Прикамье». Живет в Перми.  

Это, наверное, был конец 79-го года, когда образовалось творческое объединение молодежи при редакции газеты “Молодая гвардия”. Дело в том, что тогда много людей интересных работало в “Молодой гвардии”. В начале 80-х мы печатали много стихов, приходила большая поэтическая почта. И была такая необходимость – вокруг редакции объединить этот народ молодой. Всем этим занимался отдел пропаганды “Молодой гвардии”, а я там вела линию культуры. И, в общем, было достаточно интересно. Тогда мы в редакции (очень активно участвовал в организации Володя Гладышев) начали проводить выставки молодых художников. Помню, в первую очередь мы работы Славы Смирнова развесили у себя на 11-м этаже, по стенам в коридорах, и провели обсуждение. Потом там же появились работы Валеры Подкуйко, Лены Кудрявцевой, Саши Новодворского – народу много приходило посмотреть. Это были 159. В. Дрожащих в редакции газеты «Молодая гвардия». люди (ну, во всяком случае – Смирнов, Подкуйко), которым официально не давали выставляться. А у нас, поскольку живая атмосфера была в редакции, да и обком комсомола смотрел сквозь пальцы, такая возможность была. Редактором тогда, по-моему, Женя Кулемин работал, или Женя Миловский – оба приехали после окончания Высшей комсомольской школы. И – собиралось много народу. Миша Смородинов часто приходил к нам на “Эскиз”, вёл заседания...

В темах для обсуждения недостатка не было – у нас шли рубрики: “Задушевный разговор”, “Клуб любителей фантастики”, “Клуб любителей музыки” и т. д. (за что, кстати, нам и обкому комсомола потом досталось – приезжал разбираться человек из ЦК ВЛКСМ. Спасло то, что я с этим человеком училась вместе в Москве на факультете журналистики...). По року публиковали много материалов – тоже шли споры, обсуждения. Народ собирался самый разный. Поэты, музыканты, актеры молодые – Никита Ширяев, Евгений Панфилов, он тогда ещё студентом был... Из области люди приезжали: Юра Калашников из Добрянки, Валера Возженников из села Постаноги Нытвенского района, Юрий Беликов из Чусового, Коля Бурашников...  Приходили многие, и любители творчества, и просто увлеченные люди.

Многое в редакции тогда делалось по инициативе Тани Гончаровой, Бориса Ляпустина... Татьяна, кажется, тоже закончила Высшую школу при ЦК ВЛКСМ – т.е. сначала, по-моему, она закончила наш пединститут, а потом эту Высшую комсомольскую 160. Т. Долматова и Т. Гончарова. школу. Она приехала в газету, и, я думаю, она много что хорошего сделала. Она сразу стала замом редактора, и все эти вещи – стихи поэтов наших, новые рубрики – во многом в том числе и через нее пробивались. По-моему, и “Клуб любителей фантастики” с нее начался. И с Евгения Миловского, он вообще человек неординарный... В общем, они давали возможность печататься. А потом Татьяна Гончарова уехала в Кострому, там, она, кажется, заведовала отделом культуры газеты костромской – это последнее, что я о ней знаю.

А Виталий Кальпиди уже позднее появился в редакции, ближе к середине 80-х. Там была своя история: пришёл новый редактор, Виктор Боков – в “Молодой гвардии” он, наверное, на моей памяти был четвертым редактором. И Бокову поэзия Кальпиди как-то не очень нравилась, он отказывался ее печатать. И когда я подготовила очередную поэтическую страничку, со стихами Кальпиди, Боков сначала сопротивлялся, а потом собрал редколлегию – и вот редколлегия приняла однозначное решение: стихи были напечатаны [1]. Я до сих пор хорошо помню эту острую замечательную редколлегию, горжусь нашим единодушием... Как тогда мне Виталий сказал, это была его первая серьезная публикация в России. До этого у него стихи уже были опубликованы где-то за границей: в Голландии, Бельгии, может быть в Штатах...

 Замечательный Слава Дрожащих тоже тогда работал тогда в редакции. И он, конечно, очень способствовал всем начинаниям. Кто еще? – свердловчане у нас в газете публиковались. Это уже, скорее всего, с подачи Виталия. Он тогда часто заходил. Они в то время, если я правильно помню, встречались с Наташей Шолоховой – она работала у меня уже в отделе писем – и у них был период влюбленности. 

161. Т. Черепанова и Т. Долматова. Эдик Сухов тоже у нас работал, недолгое время. Потом он погиб. Он занимался  исключительно тем, что ему было интересно. Он очень оригинально, своеобразно писал о литературе, о поэтах, художниках, о театре... Очень долго не мог себя найти, и пытался устроиться то в одну газету, то в другую. Года полтора он, наверное, работал в “Молодой гвардии”. А потом поехал на юг в командировку, там стало плохо с сердцем. Он упал прямо на улице, и никто не подошел – думали, что пьяный. Он был очень одаренный человек, очень способный.

Я как-то специально не осмысляла роль “Молодой гвардии”, но в принципе, это, наверное, была газета, которая в начале 80-х объединяла творческую молодежь и действительно какую-то новую ситуацию создавала. Ни “Вечерка”, ни “Звезда”, на мой взгляд, не отражали так полно того нового, что происходило в искусстве, не освещали авангардное направление. А “Молодая гвардия” – да. Может быть, потому что молодежная газета, и с нее меньше спроса было, меньше на нее внимания обращали партийные власти.

17.07.1997 (Пермь)



[1] Из интервью с В. Боковым (04.03.2002): «О Кальпиди мы с Абашевым слышали, еще учась в университете. Был у него такой мощный ореол. Говорили, что он приехал чуть не из Австралии. Родственники у него там, что ли, были. Я стараюсь быть искренним: у нас с ним, вроде бы, не было конфликтов. Одна из первых его ответственных публикаций в «Молодой гвардии» вышла в декабре 1986 года. Это как раз первые дни, когда я начал работать. Он ко мне пришел, разложил материалы – все, договорились о публикации. С «круглым столом» было сложнее. Этим Абашев занимался. Все эти материалы готовились в отделе пропаганды, с моей стороны правке не подвергались. В творческие дела я тоже старался не вмешиваться». 

 

Продoлжeниe K Oглaвлeнию