Aлексей Парщиков

  Парщиков Алексей Максимович (р. в пос. Ольга Приморского края), поэт, эссеист, переводчик. Один из самых ярких представителей метареализма в поэзии "новой волны". Закончил Литературный институт им. Горького (1982) и аспирантуру Стэнфордского университета (1993). Лауреат премии Андрея Белого (1985). Автор книг "Днепровский август" (М., 1984), "Фигуры интуиции" (М., 1989), "Cyrillic Light" (М., 1995), "Медный купорос" (1995, на англ.), "Выбранное" (М., 1996). С начала 1990-х живет и работает в основном за границей.  

 

Треугольник Урала

 

Я учил тебя а) Оптике тела и владению, б) Жестам мгновения, кратчайшим решениям в обход громоздким, как в "Пауке", – отсюда и твои интересы к исихазму в первом случае, например, и залюбованность насекомыми, обитающими в олицетворенной внезапности интуиции, где популяции инсектов живут во временном нуле среди непосильной спиритуальной и гомогенной плотности почти заглазных, мнимо-замедленных коммуникаций (карассов, как моделировал эту ситуацию К. Воннегут в "Колыбели для кошки")... (Из частного письма)

 

Равнобедренный Урал (Пермь, Свердловск, Челябинск) явился в Москву не "без родовспомогательницы", а по единодушному приглашению студии Кирилла Ковальджи – в начале 80-х под крылом Ковальджи собирались все "альтернативные" без камня за пазухой на злобу дня. Уральцы под декламацию стихов показывали слайдовую акцию "Кадриорг", пропуская луч через стеклянный вращающийся куб, наполненный красками разной консистенции, получалось на выходе вроде пятен Роршаха, выкрутасы именовались авангард. К слайдам из-за непредсказуемости их качества относились в те времена пристрастно, видя в них перст анархии, сбой системы.

Последовал ответный визит на корежистый Урал, и я ощутил себя не в своей тарелке еще в капсуле самолета, где в иллюминаторе я засек встречную машину, и пробрало вдруг: судьба дрожит под микроскопом, безо всякой поддержки мое тело покоится в фатальном снаряде, в ореоле возможностей лобового сшиба, а реакция пилота – чепуха. И смерть, и эротическая ласковость воздушных ям патрулировали авиакоридор на Урал.

В Перми наши чтения были с ходу арестованы без объяснений, несмотря на могучие афиши и возбужденную публику. С помощью этих афиш и моего московского документа мой друг поэт Кальпиди ходил к ментам в винной очереди требовать жетоны на спиртное, и были мы увешаны жетонами, как собаки. Разгрызя ледяной коньяк и заев его березового вкус вокзальной куриной лапой (по утверждению Кальпиди, птица в жизни была черно-белой), мы комфортабельно доехали до Свердловска и опохмелились на развалинах свежевзорванного Ипатьевского особняка, где красноармейцы расстреляли Романовых. Я оглядывал мистериальную округу в каком-то полубессознательном оцепенении, с ограниченной свободой движений, как луноход. Или в тесноте моего тела кто-то еще пытался раздеться. Над головой у меня предчувствовалась зависшая Шамбала, за спиной находились евразийские степи, и, если бы я не понимал языка и не различал сопровождающих по именам, у меня бы исчезли все ориентиры, кроме органов восприятия.
184. Р. Тягунов и А. Парщиков. Свердловск, 1987 г.

Свердловск был как корундовая игла, прыгавшая лихорадочно где попало, страх искрился в воздухе острыми ребрами воинских звезд, вроде и нет на виду никаких географических гор, но повсюду дискретность, усилие вгрызания и ощерившаяся самоцветная ломота; темная тревога не оставляла абсурдные цепи событий. Антрепренер наш, он же и конферансье, вышел на публику в валенках, пьян и пересказывал диковинные астрологические доктрины со сцены перед каждым объявленным текстом. После чтений все разбрелись кто куда, дав клятвы где-то собраться, и это случилось наконец. Водка падала к уровню моря, девицы отчаянно танцевали, и одна, плясавшая с особым прискоком, на прощание подарила мне костяную нэцке, сказала, что – зэковской работы. Это был скрупулезно выделанный мужской член. Я сунул штуковину в сумку, решив переподарить талисман в ЦДЛе некой целомудренной даме, собирающейся на лекции в Штаты. И.о. гида пояснил, что у плясуньи была нога протезированная и полукостяная: несколько лет назад группа депрессивных филфаковцев бросилась под поезд, их всех разметал по вселенной гордый локомотив, а она, уцелевшая, прибилась к начинающим поэтам и выучилась заново танцам.

Компания расползлась по мегаполису, вынюхивая добавочный алкоголь, мне постелили на полу, я засыпал калачиком, как на меня свалилась голая хозяйка, чей недомытый младенец верещал в ванной. Утром новобранцы пира сперва хотели побить морды друг другу, но помирились на том, что меня бесплатно и церемониально в почтовом вагоне довезут до Владивостока, – кажется, хозяин заступал на железнодорожное дежурство в эти сутки, такая маза, но я настоял (хватило воли) на вылете ночным рейсом в Домодедово, и мы направились к дефицитному начальнику аэропорта, которому в кабинете местный бард неверными когтями сыграл на гитаре, и я получил билет на подсадку – не просто.

Хотя все говорили только стихами, я разобрал, что предстоят еще два визита вполне авангардных. Вначале мы попали в художественную мастерскую, подвал, похожий на ушедшие под землю кремлевские палаты, там гудело больше полусотни аристократов духа и кисти, витийствовали старики по поводу вернисажа, на который мы не доехали, перемигивались уральские "бугры" a la Бажов, сцепились два сопляка-теоретика и исчезли, получив увечья. Мы отобедали.

Ужинали мы у знаменитой вдовы, чей муж, непризнанный художник, изображавший в сюрреалистическом направлении свой мистический опыт, умер в неурожайный на картофель год в деревне, и бедной женщине десяток раз пришлось открывать крышку домовины по подозрению в контрабанде картошки на всех постах ГАИ, пока она на грузовике транспортировала покойника в Свердловск.

Вдова явилась не сразу, но в концертном платье с бюстом навыкат, когда мы уже прикоснулись к принесенному приживалкой вину. Сперва нам показали картины, они шли с комментариями. "Вечно ль мертвого супруга Из могилы вызывать" - вспоминал я Пушкина, а затем вдова обчитала нас собственными стихами, из которых запала рифма "торт – аборт". К несчастью, я комплиментарно высказался – стихи тотчас были предложены мне для журнала. Под занавес вдова детально рассказала, как она умудрилась родить четырех недоносков: первые два появились по доброй воле мужа, а остальные были зачаты с хитростью: муж-сюрреалист обычно вылазил из постели, чтобы перекурить в коридоре, и, стягивая презерватив, молодецки швырял его в сторону отворенной печки, но не все баллоны, к удовольствию злоумышленницы, попадали в огонь – тогда-то поэтесса успевала туда-сюда проворно выудить наследственную информацию и смазать спермой свое лоно, и вызревал, пучился незапланированный плод – вопреки и во имя. Я вспомнил, что в "Огненном ангеле" Брюсов замечает, что сперма дьявола ледяной температуры. Впечатлительный и мнительный, дрожал я до самой Москвы.
185. А. Парщиков и З. Гаврилова. Свердловск, 1987 г.

В таких страстях, в надрыве и в миллиметре от аннигиляции сварился Урал в моем визитерском опыте. И какой-то маниловской утопией казались проросшие на этой земле приворотные русские стихи, лишенные лексической однородности и академического крючкотворства. Мне открылись образы тревожные, озабоченные наполнением, зудящие в точке опоры и вибрирующие в наваждениях разбегания. Как лабораторная очевидность, стояла "запаянная плотность пустоты – дым плоти, что вцепился в позвоночник". Я оказался в Челябинске у Кальпиди и огляделся.

Челябинск, чья карта-схема напоминает крест, воздвиг памятник Курчатову: выпроставшийся из тугой тьмы в отвесном балахоне, заторможенный перед бездной созданной им водородной бомбы, - советский ученый мозговитый. Он развернут на широченный проспект, над которым – провода, но не токи по ним бегут, а собаки электрические хвост в хвост; учрежденческие храмины так продуманно разнесены, чтобы в случае взрыва не задеть друг друга оседающими обломками. Неуютное место. За спиной академика – две окривевшие стелы, из которых рвутся встык друг к другу ломаные стрелы частиц бесовски разъятого нуклеарного ядра, как вставшие дыбом косы волшебника Изумрудного города, и между стелами дематериализованная голова повелителя в вакуумном кошмаре.

Это инфернальное изваяние, радость человечества, мне демонстрировал челябинский психиатр Ч. Человек настолько известный в городе, что только мы подъехали к монументу, как несколько жовтоблакитных ментовских кукушек, стоявших по периметру площади, разом завелись и разъехались в ночь с появлением нашего "мерседеса", оставив нас созерцать без помех исчадие физики под атомным зонтиком. А уж в квартире психиатра было совсем трудно расслабиться. Йодистые лампы с узорчатыми чугунными абажурами, обвешанные гирляндами глиняных глазурных свистулек и гипсовых трубочек, в которых сращиваются реальные и потусторонние пространства, и полые кости горных копытных, издающие пассивный далекий звук, зовущий к участию в погребальных шествиях, шаркающих по "тибетской книге мертвых". На восьмигранных столиках из малахитовых распилов стояли мониторы, грудились видеокассеты и валялись мордовские цепи, червленые перстни, веретена, прялки и другие целительные атрибуты психодрома челибомского. Телефон, привезенный из Англии, в виде дракона, лакающего кровавую массу из пепельницы под носом, издавал скрежет – запись открывающейся гробовой крышки, и чудились суеверные марктвеновские негры и гоголевские колдуны на днепровском повороте. Культ экрана так серьезен в этом чревовещательном уральском логове, что хозяин попросил меня читать стихи, поставив между мною и собой толстое стекло. Уж не знаю, каким нашел мое лицо через перегородку, но сказал с профессиональной самоуверенностью, что у меня хороший (правильный – ?) затылок. Все-таки он был только виртуозным врачом, хоть и говорил, глядя на пациента, словно в пробирку: "Два мертвых на поясе и один на ухе. Щас уберем..."

Двух магов я встретил в Челябинске, и одним из них был Кальпиди, а другой – Юрятин, о котором будет сказано ниже. Костист и нервозен Кальпиди, он – умный боец. На первом же году обучения в Пермском университете поэт подвергается отчислению "как идеологически незрелый", а в Челябинске попадает в банно-прачечный комбинат местной "конторы" и после двухнедельных бесед направляется на работу в трудовой коллектив на предмет "положительных влияний рабочего класса на неокрепшее сознание". У него типичная маяковски-бунтарская биография, которой он распоряжается, как автомат среди автоматов, и, действительно, в своем CV Кальпиди пишет: "В 1975 году прямо с медкомиссии в военкомате препровожден в психиатрическую больницу, где после месячного пребывания поставлен диагноз циклотемии; врачи сами предложили выбрать статью, объяснив плюсы и минусы различных диагнозов; гэбисты выразились куда проще: "Не тебе противопоказана армия, а ты ей..." От желтого дома до Клуба поэзии - один шаг, он и был проделан, и Клуб заработал в 1985 г. Но одно только речевое, студийное общение, напыщенные "турниры" поэтов и застольная глушилка не удовлетворяли уровню подоспевшей гласности, логично настроенной на печать, да, похмелье барабанило спозаранку: печать. "Ничто не мелко, жирен всякий шрифт, Как жир калош и шин, облитых солнцем", а для печати нужны были деньги, а для их выковыривания – что-то вроде взаимопонимания с социальными агентами мира сего. Для Кальпиди в годы прерванного 186. В. Кальпиди. студенчества паноптикум персонализированных общественных норм раскрылся как самодостаточный для материалистического опыта, и перекатный Кальпиди, этот сумчатый городской сумасшедший, как Сковорода, вышагивал между Харьковoм, Киевом и Черниговом от одной друкарни к другой, так, по уральскому треугольнику передвигаясь, стал наш поэт понимать неподсудность большинства: "всякому городу свой нрав и хвала", ничего не попишешь. Для начала Виталий с Евгением Субботиным, главарем пермских балетных фанов, самоотверженно опубликовали и бесплатно распространили 11 книг тех авторов, которые, по их выражению, "вряд ли когда-нибудь будут изданы". Класс такой самооценки в том, что детей региональной культуры наконец приняли в поэты такими как есть, без идеологии, вкусовой предвзятости и хамства.

В двух часах лету от Москвы верхушка лучше знала свою богему, кто по долгу службы, кто из-за общинного уклада бытовой информации. Если не тот же механик, то общий компьютерщик или психиатр-колдун, гимназия для сорванцов, или дорога к ней, или расстояние между отцами до скамьи подсудимых. А пермский балет? На спектакли завозят банкирские розы, выращенные без шипов, чтобы прима не поколола ножки, когда ее заваливают растениями во время танца, а если хочешь пулю в лоб, покрутись у дверей гримерной. Все учтены в провинции, и на каждую обезьяну свой факир. В основе отношений между спонсорами культурных проектов и творцами лежит, безусловно, частная жизнь, и в случае с уральским треугольником краеведческий пафос, великие примеры балетного дилера Дягилева и евразийство Осоргина – традиция. И создается на Урале культурный Фонд с колоритным, породистым названием "ЮРЯТИН", где и свист, и вой шахтной клети, и лютость нагайчатая, и азиатчина, и сияние закромов прослушиваются. Одноименный южноуральский город размещается и на страницах "Доктора Живаго". Из пастернаковской метели появился этот сказочный Юрятин; я же в Москве был убежден, что человек с такой фамилией - реальное лицо, один из тех предпринимателей, кто в пору первичного накопления и золотой лихорадки сколотил немеренный капитал, кто ходит с вольтовой дугой в очах; собирался я прямо у такого охотника брать интервью для "Эстета". Юрятин. Юрятин на длинношерстном коне в длиннополом бордовом пальто. Юрятин в кресле, завернутый в халат, как литой иероглиф. Юрятин в салоне "Трансаэро". Юрятин – куда ни кинь. Подпись: Юрятин.

"О планах никогда нет смысла говорить определенно, - усмехается Кальпиди, теперь уже директор отпочковавшегося от Юрятина Фонда "ГАЛЕРЕЯ", – мы живем в режиме "камикадзе" - любая задумка может стать последней по финансовым причинам". И это – романтика предела. Самый устойчивый предел, которого не свернешь, - геометрический треугольник, хотя бы и уральский треугольник, в который концентрическим оком вчерчен зороастрийский Аркаим.

 

Продoлжeниe K Oглaвлeнию