« М А Р Г И Н А Л Ы »


Действующие лица, причастные к событиям уральского
андеграунда и упомянутые авторами книги «Маргиналы»

Тамарченко Евгений Давыдович (1937-1993). Окончил филфак ПГУ. Автор статьи «Об историзме поэтики Солженицына» в Ученых записках «Современная советская литература (новые течения, направления, жанры, стили)» (Сост. Р.В. Комина, Пермь, 1966), уже отпечатанный тираж которых был рассыпан по распоряжению Обллита. Защитил кандидатскую диссертацию в Донецком университете по философской фантастике. Работал в социологической лаборатории Пермского политехнического института под руководством З.И. Файнбурга, преподавал в школе рабочей молодежи № 7, в Пермском пединституте, год читал лекции в Тобольском пединституте. В годы перестройки открыл киноклуб «Три скамейки» (в названии строчка О. Мандельштама), который собирался в Доме офицеров, в Клубе Строителей и др. (1985-1988). В конце 1980-х организовал фирму «Алетейа», в рамках издательской деятельности которой опубликовал биографию Гитлера И. Феста (1993, в переводе под редакцией С.З. Случа, П.Ю. Рахшмира). [Инф.: Васильева Н.Е.]

Танцырев Андрей Александрович (р. 1957, Свердловск), поэт. Публикации в журналах «Урал», «Таллинн», в альманахе «Истоки», в Антологии Современной уральской поэзии (Челябинск, 1996) и др. Живет в Таллинне. [Инф.: Антология современной уральской поэзии. Челябинск, 1996]

Таршис Анна (см. Никонова Ры)

Тверье Виктор Моисеевич. Окончил мехмат ПГУ. В настоящее время преподаватель кафедры теоретической механики Пермского политехнического университета. [Инф.: Киршина М.Г.] 155

Телегина Валентина Федоровна (р. 05.09.1945, г. Уральск Казахской ССР), поэт. Окончила Литинститут им. Горького (1972). С этого же года живет в Перми. Работала в газете «Большая Кама». Член СП с 1977. Многочисленные публикации в региональных и центральных газетах и журналах. Автор поэтических книг: «Полынь» (Сыктывкар, 1969), «Серебристый мой тополь» (М., 1976), «Притяжение» (Пермь, 1979), «Зеленый август» (Пермь, 1985), «Земной круговорот» (Оса, 1995), «Ветреной ночью» (Пермь, 1995) и др. [Инф.: Писатели Пермской области. Пермь, 1996] 17

Темкин Анатолий Аркадьевич (р. 1955, г. Чердынь Пермской обл.). Окончил юрфак ПГУ (1977). Работал в прокуратуре города Гремячинска Пермской обл., оперуполномоченным областного УВД. После чего за семь лет прошел путь от секретаря Гремячинского горкома ВЛКСМ до заведующего отделом обкома по спортивной и оборонно-массовой работе с молодежью. С 1987 по 1994 начальник областного бюро молодежного туризма "Спутник", затем председатель правления Пермского банка развития. С 2000 первый вице-губернатор Пермской области. С 2004 зам. министра природных ресурсов РФ. [Инф.: Сайт Администрации Пермской обл.] 155

Терентьев Вячеслав Васильевич (28.12.1940, с. Тюбук Челябинской обл. – 16.10.1975, пос. Мегион, Нижневартовск), поэт. После школы работал в Уральской геологоразведочной партии. Учился на факультете иностранных языков Свердловского пединститута (французское отделение, 1961-64). Преподавал иностранные языки в сельской школе, работал литконсультантом газеты «На смену!», корреспондентом газет «Ленинский путь» (Мартук, Казахстан), «Новая жизнь» (Верхотурье), трактористом в поселке под Нижневартовском. Покончил жизнь самоубийством. Автор книг «На планете моей» (Свердловск, 1969), «Високосный год» (Свердловск, 1981). [Инф.: Комлев А. Почва и космос Вячеслава Терентьева. // Урал. 2002. № 10]

Тернавский Игорь Нисонович (р. 26.08.1941, Томск), режиссер. С 1950 живет в Перми. В 1959-60 работал формовщиком в строительном цехе завода им. Свердлова. После службы в армии в 1963 поступил в Пермский политехнический институт (окончил его как инженер-химик по переработке нефти и газа). Организатор СТРЭМа (студенческий театр эстрадных миниатюр) ППИ. После того как в 1968 по партийному распоряжению СТРЭМ был закрыт, художественный руководитель эстрадного ансамбля «Здравствуйте» (1969-1973). В 1972 создал театр-студию «Арлекин» (первый спектакль – «12 стульев» по 16-й странице «Литературной газеты» состоялся 29 декабря 1973). С 1976 главный режиссер Пермского цирка. В 1986 организовал и открыл «Новый молодежный театр». В этом же году по решению партийных органов был вынужден покинуть Пермь, несколько лет работал в Краснодаре, до 1993 главный режиссер Краснодарского цирка, организатор и художественный руководитель единственного в России Краснодарского филиала Всесоюзной дирекции по подготовке цирковых произведений. С 1993 свободный художник в Перми. С 1995 художественный руководитель-директор Пермского театра кукол. [Инф.: Тернавский И.Н.] 

Тиунова Галина Георгиевна, фотохудожник. Окончила романо-германское отделение филфака ПГУ (1979), занималась фотографией на ФОПе (ученица А. Долматова). Член фотоклуба «Пермь». С 1979 по 1991 фотокорреспондент газеты «Молодая гвардия», с 1991 работала в газете «Пермские новости». Участница российских и международных фотовыставок. Автор трех персональных выставок, участница проекта «Дуэт» (фотографии Г. Тиуновой, живопись А. Новодворского). Живет в Перми. [Инф.: Тиунова Г.Г.] 

Тихоновец Татьяна Николаевна (14.10.50, Челябинск), театральный критик. Окончила филфак ПГУ (1973), аспирантуру в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (1983). Член Союза театральных деятелей России (1992). Заслуженный работник культуры России. Доцент Пермского института искусства и культуры. Театральный обозреватель газеты «Пермские новости». Автор нескольких сот аналитических статей о театральных событиях в Перми, опубликованных в пермской и центральной периодической печати («Пермские новости», «МВ-Культура», «Пермский пресс-центр», «Экран и сцена», «Культура», «Театральная жизнь», «Театральные ведомости», «Страстной бульвар», «Бизнес-Матч», «Автограф» и др). Член жюри российских и международных фестивалей «Золотая маска», «Браво» (Екатеринбург), «Волшебная кулиса» (Пермь), «Театр без границ» (Магнитогорск) и др. Руководитель лаборатории молодых критиков в Челябинске. Ведет театральные новости на сайте «Пермь театральная». Жена В. Виниченко. [Инф.: Виниченко В.В.]

Толоковский Владимир, в 1980-е начинающий литератор, участвовал в творческом объединении «Эскиз» при пермской областной газете «Молодая гвардия». В 1993-94 участвовал в создании городского литературного клуба при библиотеке им. А.С. Пушкина. 

 Из не включенного в книгу интервью с В. Толоковским (апрель 2000 г.): «Когда я вернулся с военной службы, начал искать людей, которые определяли литературное лицо Перми. У меня была жажда непосредственная, юная – жажда быть опубликованным, увидеть себя на страницах той же «Молодой гвардии» – и вот тогда в стенах этой газеты произошла встреча с Владиславом Дрожащих. И у нас состоялся... Собственно, это и было одно из заседаний творческого объединения «Эскиз». Я помню, что серьезной критике (я считаю – объективной) подверглось то, что я представил на суд присутствующих. Валера Абанькин был там, Татьяна Черепанова. Это те, кого я запомнил прежде всего. Стихи у меня «не прошли» в публикацию, не выдержали критики. Ну, какой вердикт мне вынесли: у автора много чего просится наружу эмоционально, но он не может дисциплинировать мысль настолько, чтобы это было выверено, в том числе и по смыслу, выражено до конца. Не хватало мне инструментария словесного, чтобы как-то смочь обработать все эти выплески стихийные. Абанькина-то я потому и помню, что он критиковал больше всех. Председателей там, на заседаниях «Эскиза», не было, все было очень демократично, каждый, кто хотел или считал нужным высказаться, мог это сделать. Если имелось несколько экземпляров текстов, то они заранее шли по кругу, и высказывалось какое-то более-менее общее мнение. Был элемент творческого состязания, конечно, но это было не явно, потому что – уровень поэтической культуры был у всех очень разный. Но... Мы пытались друг друга понять.

Вообще, насколько я понимаю, в Перми изначально существовала какая-то поэтическая аномалия ярко выраженная. В чести была поэзия, прежде всего, не столько проза, а – поэзия. Поэзией поверялось настроение всех подобных встреч. Мы к тому времени, видимо, еще не столь далеко отошли от масштабных выступлений, связанных с именами Вознесенского, Евтушенко... А эти имена были очень популярны, особенно творчество Вознесенского – сама структура его стиха, необычность образа, метафоры. Ахмадулинские стихи тоже – это были ориентиры. Конечно, каждый пытался искать что-то свое. А я пытался что-то пробовать в прозе. Но, видимо, таковы были настроения того времени, внутренняя потребность в самовыражении – именно через поэтический язык, и проза – она оставалась немножко в стороне. Именно посредством поэтического языка выражался и социальный протест, и потребность излиться в лирике самой интимной, это все как-то сочеталось и просилось на свет. Мы еще продолжали жить в состоянии внутренней несвободы, и слово рвалось наружу.

 Я, может быть, в отличие от других, несколько обособленно существовал... Мне как-то доводилось бывать у Горлановой – это несколько позже, наверное, в конце 80-х. Вот вокруг таких, авторитетных, скажем, людей и происходило объединение. Кто кроме Горлановой... Кальпиди, конечно. Это даже не вопрос. Кальпиди примагничивал очень многих. Но я на таких встречах, в домашних салонах, мало бывал. У меня как-то индивидуальная была направленность – на Дрожащих. Мы с ним общались, проводили какое-то время, встречались, беседовали. 

Активно я попытался подключиться к этой жизни уже во второй половине 1980-х. Я старался ребятам помогать, Виталию, Славе. Тогда у нас прошел ряд выступлений – в гостинице «Турист», я помню, выступления свердловских и пермских поэтов, Кальпиди был ведущим. Кальпиди как никто другой знал свердловских авторов. Масштабность и проницательность видения позволяла ему открывать новые имена, явления. Собственно говоря, он открыл нам эти имена, и вообще этот город с его высокой поэтической культурой – Свердловск. Потом, если память мне не изменяет, был какой-то вечер в Доме офицеров, по инициативе Кальпиди, турнир поэтов трех городов – Челябинск, Свердловск, Пермь – если мне не изменяет память. Во всяком случае, Пермь и Свердловск там присутствовали, это точно. Где-то рядом по времени было у нас еще одно заседание, где обсуждались опять мои стихи... А, это было «Театральное» кафе, рядом с библиотекой Горьковской. Там проходили мероприятия клуба поэтического, которым занимался Кальпиди. Там критический разбор моих стихотворений делал Тюленев... А! И там же я впервые услышал пародию на себя – Татьяны Геркуз. «А этот вышел – губки-вишни» – что-то такое было. Кальпиди тоже что-то говорил о моих стихах. Он всегда относился к ним резко критически. И его видение моего творческого "я" всегда исходило из того, что моя проза интереснее. Интереснее, самобытней, что это – определенный уровень, как он говорил. Стихи мои – это день позавчерашний, без прорывов в новые разветвления – это ему было не интересно. 

Кальпиди и Дрожащих – они, конечно, задавали направление поиску. Хотя они были очень разные. Виталий – он открыт миру, и все удары среды, скажем так, принимал на себя, многое тогда очень пронзительно воспринималось и переживалось им, болезненно. И – для него закрыты были издания, и чуть ли не скандальная слава его окружала. А Дрожащих всегда был более камерный, более самосозерцательная у него натура, что ли. Очень мягкий, очень деликатный. Тут еще можно вспомнить Лаврентьева Владимира – я к нему несколько раз приезжал, в гостях у него был. С одной стороны, юрист, с другой стороны – поэтическая натура, он всегда очень был расположен к Кальпиди, через него воспринимал новые веяния. Остапенко тогда их с Виталием книги оформил, в 90-м году. А у Дрожащих книги стали выходить позже, и, насколько я помню, он всегда относился к этому спокойно: его не интересовало количество поклонников, он исходил из того, что, кому нужно и интересно – тот его знает и ценит. В конце концов, в этом тоже выражается свобода художника – так себя подать, ничего не утратив. Потому что – полностью выраженное – насколько оно состоятельно, насколько оно жизнеспособно в конечном итоге? 

 Что касается организации вечеров, я помню, это был год 88-89-й, когда я организовал во Дворце телефонного завода вечер – вот там были... (причем два дня) – там был джазовый коллектив какой-то, и все было воспринято публикой на ура. Были только пермяки. Беликов (у него тогда вышла книжка «Пульс птицы»), Кальпиди, Дрожащих... Еще там Толя Субботин что-то читал... Были афиши по городу расклеены, но информации в газетах не было, конечно. У меня были какие-то средства – вот сколько-то я наклеил афиш, постарался. Договорился с администрацией Дворца культуры, потому что я там работал в то время. Наверное, получилось неплохо. Как-то хотелось поднять уровень быта литературного, что ли.

И потом, позже, когда я помогал устраивать литературные банкеты в Пушкинской библиотеке, находил на них спонсорские средства – это тоже была наша попытка создать какую-то новую форму общения, культурный досуговый центр на базе Пушкинки. Там прошел целый ряд поэтических вечеров, презентации первых книг фонда «Юрятин» (это еще до юрятинских «Литературных сред»), вечер поэтесс Перми – семь поэтесс. Елена Медведева, Нина Горланова, помню, тоже что-то читала... Таня Геркуз... Таня, кстати, как поэт открылась нам уже после того, как ее не стало. Я помню ее выход скомороший на этом вечере поэтесс, в маске шутовской она как-то демонстративно очень – паясничала. Виталий тогда это воспринял как выпад, направленный против него. Но я понимаю, что такая скоморошья... дисгармоничность, что ли, была свойственна ее натуре. У нее были сложные обстоятельства житейские, у нее было трое детей, у нее личная жизнь не сложилась. То, что она нуждалась – это было понятно, то, что ее не публиковали – это было, опять же, привычно в нашей ситуации. Она, несомненно, была способна на большее. И у нее была особая нотка, такая ярко выраженная. Вот если взять для сравнения тембры каких-то инструментов, духовых – она, конечно, не была флейтой – это был рожок, гудок, что-то такое. Гортанное, зычное, площадное даже – но этим она была интересна и неповторима, этим она запомнилась и осталась в памяти.

 Но это все было позже, уже в начале 90-х. С Киршиным мы эти вечера организовывали и с Кальпиди. И для чего мы это делали? Для чего на открытие этого культурного досугового центра на столах были фрукты, шампанское? Для чего нужно было покупать для Центральной городской библиотеки французские фужеры, хрустальные блюда, кофеварки и прочее? Но мы понимали, что должна выработаться привычка к достойному антуражу литературных вечеров – попытка создания какого-то уровня. Нам хотелось, чтобы наши литераторы, ведущие в большинстве своем более чем скромный образ жизни в плане материального достатка – мы хотели, чтобы они почувствовали, что имеют право на большее. Это очень важно». 

Толчин Владимир Николаевич, инженер, изобретатель «инерцоида», безопорного двигателя. Итоги многолетней исследовательской работы В.Н. Толчин представил в 1967 году на обсуждение физиков ПГУ. В этом же году инерцоиды демонстрировались на Пермской ВДНХ. В последующие годы проблема инерцоидов обсуждалась на многих научно-технических совещаниях. В декабрьском номере журнала «НТО СССР» статья В.Н. Толчина сопровождалась отзывом председателя Центрального правления Научно-технического общества приборостроительной промышленности, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора П.К. Ощепкова: «Это еще не все понимают, но время возьмет сове. Можно по-разному объяснять наблюдаемый эффект, но он существует. И при своем развитии окажется полезным для техники...» (из предисловия к: Толчин В.Н. Инерцоид. Пермь: Пермское книжное издательство, 1977). 171, 177

Томилов Василий, поэт, публиковался в коллективном сборнике «Монарх. Семь самозванцев» (Пермь, 1999), альманахе «День и Ночь» и др. Автор книги стихов «Первый» (1998). Живет в Перми. 21

Трутнев Юрий Петрович (р. 1956), министр природных ресурсов РФ. С 1981 по 1988 работал в Пермском городском, областном комитете комсомола, областном спорткомитете. В 1988 создал и возглавил физкультурно-оздоровительное объединение "Контакт". В 1990-1993 генеральный директор предприятия "ЭКС ЛИМИТЕД", с 1996 президент АО "ЭКС. Интернешнл". С 1994 депутат Пермской городской Думы. С декабря 1996 – Глава города Перми. С декабря 2000 занимает пост губернатора Пермской области. С 2003 министр природных ресурсов РФ. [Инф.: Архив журналиста http://www.dosye.ru/dosye/ru_bio967.htm] 132

Тупицын Сергей Анатольевич (р. 22.07.1949, г. Чусовой Пермской обл.). Окончил истфак ПГУ (1973). Работал в Лаборатории социологических исследований ППИ под руководством З.И. Файнбурга. Автор юморесок и сатирических миниатюр, публиковался в газете «Молодая гвардия». С 1978 сотрудник Пермского областного телевидения. В настоящее время главный редактор публицистических программ Пермской государственной телерадиокомпании «Т7». [Инф.: Тупицын С.А.] 

Турик Наталья. Окончила филфак ПГУ. Первая жена В. Полунина. Живет в Челябинске. [Инф.: Финочко С.М.]

Тучков Владимир Яковлевич (р. 26.04.1949, Москва), поэт, прозаик, журналист. Публикации в журналах «НЛО», «Стрелец», «Магазин Жванецкого», «Новый мир», «Пушкин» и др. Автор книги стихов «Заблудившиеся в зеркалах», книг прозы «Записки из клинической палаты», «Русская книга людей» (1999), «Танцор. Ставка больше, чем жизнь» (2001) и др. [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы: энц. словарь-спр. в 2-х т. М., 2002-2003] Комментарий Ю. Беликова (03.09.03): «Занимался в студии Кирилла Ковальджи при журнале «Юность». В дальнейшем выпустил книгу иронической прозы «Смерть приходит по Интернету». Его же тексты вошли в «Самиздат века» Генриха Сапгира. Живет в Подмосковье, подрабатывает журналистикой в Москве». 91

Тхоржевская Виталина Витальевна (р. 07.10.1971, Свердловск), поэт. Училась в УрГУ и Литинституте. Публиковалась в самиздате, в журналах «Урал», «Несовременные записки», в Антологии «Современная уральская поэзия» (Челябинск, 1996) и др. Печаталась также под псевдонимом Вита Тэ. Автор книг: «Птичья память», «Старт» (Свердловск, 1991), «Путешествие в обратную сторону» (Самара, 1994). Живет в Екатеринбурге. [Инф.: Антология современной уральской поэзии. Челябинск, 2003]

Тюленев Игорь Николаевич (р. 31.05.1953, п. Новоильинский Нытвенского р-на Пермской обл.), поэт. Окончил Пермский строительный техникум, работал слесарем, мастером, корреспондентом газет «Камский кабельщик», «Молодая гвардия», «Звезда», в середине 1990-х начальником пресс-службы АКБ «Западуралбанк». Окончил Высшие литературные курсы в Москве. Участник VIII Всесоюзного совещания молодых писателей (1984). Член СП с 1989. Лауреат конкурса им. Н. Островского и премии Союза писателей России «Традиция». Лауреат журнала «Наш современник» (1999), лауреат областной премии в области культуры (1999). Публикации в «Литературной газете», «Литературной России», журналах «Урал», «Москва», «Наш современник» и др. Автор более десяти сборников стихов, в том числе: «Братина» (М., 1983), «В родительском доме» (М., 1988), «Кольчуга» (Пермь, 1988), «Огненная мтица» (М., 1989), «В честь дней высоких» (М., 1992), «Небесная Россия» (Пермь, 1993), «Люби нас, мать-сыра Земля» (Пермь, 1996), «Аргунское ущелье» (2001) и др. Стихи печатались в Канаде, Франции, Бельгии, Польше, Болгарии и др. [Инф.: Писатели Пермской области. Пермь, 1996]

 Из не включенного в книгу интервью с И. Тюленевым (12.01.1998, АЛК): «Стихи я как начал писать – ну, банально, не банально – я много с девушками дружил, и вот одна из них писала стихи. А я считаю, что мужчина все должен делать лучше – попробовал писать. Как Толстой говорил: из самолюбия можно стать гением. Помню, по шестнадцать стихотворений в день писал.

Приехал где-то в четырнадцать-пятнадцать лет сюда, в город, из леспромхоза, поступил в техникум строительный. Тяги не было к стихам, жил как все сверстники, особенно те, которые без родителей: улица, фонарь, но без аптеки... Дворовые песни, три аккорда на гитаре, Высоцкий, блатная лирика – для этого времени, наверное, нормально – какая-то романтика, казалось нам, тюремная, потому что окружало нас очень много людей, которые срок отсидели. Район-то бандитский был, где мы жили – у трамплина, в общежитии. Ну, жили, пили портвейн, не портвейн, а “Солнцедар” был популярен. Дрались в этих стадных драках – когда пятьдесят на пятьдесят человек – Зеленка бьется с Компросом. У нас в Компросе была команда – шалман, как мы называли, в которую входил Василий Соломин – наш первый чемпион мира по боксу. Ну, он, конечно, больше-то в спорте выступал, а не участвовал в наших разборках детских – был уже тогда чемпионом Европы. Меня потрясло, что как-то раз мы пошли что-то обмывать, а он даже бокала не выпил.

 Когда я начал писать, тогда и с Пашей Печенкиным познакомился, Валерой Жеховым, он резьбой по дереву занимался – у него в мастерской собирались на Героев Хасана.

Ну, у Валеры было прекрасно! Беседовали, спорили. Очень много было идей у Паши Печенкина – я даже не удивлюсь, если это его была идея – собираться там. Катализатор идей. Он тогда, я помню, разводы делал на слайдах, экспериментировал. Тогда он начинал со стихов, не очень сильных, правда. Еще был такой Федя Плотников, который очень хорошо знал поэзию – и советскую, и мировую. Пастернака цитировал с любой строки. Может, это ему и мешало – такая память мощная – помешала стать поэтом. Стихи читали друг другу, какие-то йоги к нам приходили – мы всё пробовали на себе. Больше всех внушению поддавался Паша Печенкин – раз его так загипнотизировали! Между двух табуреток его положили, кто-то даже сел на него – и он не согнулся.

 Как-то раз мы провели – как это английское слово? – хэппенинг, в ночь на Ивана Купала. Зрителей не было – все зрители были участниками – друзья, знакомые собрались. Очень много было молодых ребят. Все в масках – сами их сделали. Федя Плотников там чуть не замерз – вытащили его из речки, вода холодная была. Девушка одна, наоборот, чуть не сгорела – через костер прыгнула неудачно, но мы ее быстро затушили. А когда обратно собрались, случайно поехали не в ту сторону – не в Пермь, а к Добрянке – я тогда даже стоп-кран сорвал. На ходу остановили электричку, вышли, машинист что-то такое кричал нам...

Я бы не сказал, что мы какие-то крутые борцы были с соцреалистической действительностью. Но со многим были не согласны. Или просто нам вместе интересно было. Опять же, через цензуру сложно было пробиться. У нас же тут старались быть круче москвичей: у меня в книжном издательстве слово “Бог” постоянно вычеркивали – а в Москве, кстати, проходило – печатали “Бог”.

Потом мы вышли на “Молодую гвардию”. У меня даже фотография есть: я, Беликов и Слава Дрожащих. Первые публикации были в “Молодой гвардии”, а после уже – в газете “Звезда”.

В Москву я сам пробивался, независимо. Союз писателей пермский только подножки ставил, бесполезно было ждать поддержки от нашего Союза. Я на стариков не сержусь, ну что они – провинциальность свою всё никак соскрести не могли. Может и хорошо, что меня Пермское книжное издательство не печатало – пришлось в Москву лезть. А там уже начались друзья, знакомые – начал печататься.

Первая моя книга вышла после VIII Совещания молодых литераторов в Москве. Это 84-й год. Мы туда – я, Виталий Кальпиди, Дрожащих – сами поехали, без всяких рекомендаций. Я всё говорил мужикам: давайте поедем, от Союза нас никто не пошлет. Там, на Совещании, в фойе такие ребята стояли плечистые – Георгия Маркова пасли. А я спокоен был, уверен – корочек никаких не было, но в любые двери спокойно проходил. И мы даже попали в журнал “Огонек”: на фотографии – сидим в первых рядах. Я на этом Совещании занимался в семинаре у Риммы Козаковой. Она потом в “Литературном обозрении” обо мне написала.

И вот книга у меня вышла – “Братина”. Тираж 15 тысяч! Мне ее привозили даже из прибалтийских хуторов, где по-русски вообще никто не говорил. Вот книготорговля была! Она распространялась через сеть киосков, книжные магазины. Я когда увидел ее впервые – а киоск был еще закрыт – я чуть его не своротил! – казалось даже, почувствовал запах типографской краски, почудилось, конечно. Тираж вышел раньше, чем сигнальные экземпляры.

Потом я получил премию Островского. Это Союз писателей и ЦК ВЛКСМ проводили конкурс на лучшую книгу о молодежи – стихи, проза... Я рукопись стихов просто почтой отправил. Я не ожидал ничего, потому что я ведь не сын генерала – их в Москве много было.

В Москве познакомился с Игорем Шкляревским. Он мне тогда сказал: “Ты на правильном пути, но слишком идеализируешь русский народ”. А я еще не придавал значения строке пушкинской – “О, глупый русский мой народ”. Шкляревский в то время “Слово о полку Игореве” переводил. Со вступлением Лихачева. При мне Наталье Михалковой-Кончаловской звонил, поздравлял ее с днем рождения. А после Шкляревского я познакомился с Юрием Кузнецовым. От него была мощная поддержка, я уж не говорю, что он потом вступление к моей книге написал. Как-то раз мы разговорились, и вот оказалось, что отец его, который погиб, вышел из той же станицы Александровской, на Кавказе, где моя мать родилась. Оказывается, отец у него родился в этой станице. Слово Кузнецова действительно имело для меня большое значение. Меня, я помню, всё спрашивали: почему ты слово “Бог” вставляешь, почему “Россия”? Тогда нельзя было так говорить. У меня бабушка была набожная, верующая, хорошо знала Библию. У нее была книга “Четьи и Минеи” – житие святых. У меня, когда мать умерла, отец уехал на заработки в город, ездил по леспромхозам, я оставался с мачехой – так убегал, у бабушки жил. Страшно любил русские сказки, тюркские – про богатырей. Хотел богатырем стать. Стал призером России по вольной борьбе, чемпионом области среди мужиков. Занимался борьбой. Может, это меня в свое время от улицы и отодвинуло. 

Но своей тусовки в 80-е у меня здесь не было. Я встречался с Виктором Болотовым, но не сказать, что слишком часто. Были у нас семинары молодых в литобъединении, там и ребята-авангардисты участвовали. Тогда еще Домнин был жив. Вот Домнин, Домовитов, Виктор Болотов вели семинары поэтические. Виктор Болотов был прекрасный поэт. Очень сложный характер, он не со многими сходился. Мы с ним были дружны, царство ему небесное. Я знаю, что он хорошо к Ирине Христолюбовой относился, мы с ней часто у него встречались. С Надей Гашевой, которая вряд ли когда-то меня примет, как и я ее – приходилось нам друг друга у Вити терпеть. Леша Решетов там тоже бывал. Потом они мне в Союз рекомендацию давали – Алексей Решетов, Витя Болотов и Николай Домовитов.  Домовитов, в отличие от многих других, был как ребенок доверчив. Что еще... Журнал “Урал” семинары проводил – я и туда ездил. С Казариным печатались в одном журнале. С Кальпиди, кстати, тоже история интересная была – я не знаю, помнит ли он, думаю, не откажется. Я ему посоветовал в “Урале” напечататься. Он еще спросил: “А стоит ли?” Я говорю: “Конечно, попробуй”. И вот у него взяли тогда – как он их называет – тексты. Было даже и такое, что мы домами встречались: я у него в гостях был, он с Наташей Шолоховой у меня. Мы как-то даже Новый год вместе встречали: Слава Дрожащих, я, Кальпиди. Помню, Славка выкидывал пластинки в окно. В те годы мы как-то были дружней, чаще пересекались. А потом уже – разошлись, каждый самостоятельно».

Тюрин Рудольф Евгеньевич, самодеятельный художник, примитивист. Живет в поселке Ильинский Пермской обл. Работал лаборантом рентген кабинета. Участник коллективных и персональных выставок. Герой документального фильма П. Печенкина «История Тюрина, художника и жертвы» (сценарий В. Киршина). Лауреат премии Пермской области в сфере культуры (2001).

Тягунов Роман Львович (1962, Свердловск – 31.12.2000, Екатеринбург), поэт. Закончил матмех Уральского государственного университета. Печатался в журналах "Несовременные записки", "Урал", "Золотой век". Участник "Антологии современной уральской поэзии" (Фонд "Галерея", Челябинск, 1996, 2003). Жил в Екатеринбурге. Погиб при невыясненных обстоятельствах. Посмертно вышла книга стихов "Стихи" (Екатеринбург, 2001). [Инф.: Антология современной уральской поэзии. Челябинск, 2003]

Унру Ханс (Унру Иван Викторович) (р. 1953, на поселении в Пермской обл.), музыкант, гитарист. Учился на романо-германском отделении филфака ПГУ и факультете иностранных языков ПГПИ (не окончил). В 1991 уехал в Германию, в Аугсбург. [Инф.: Киршина М.Г.] 

Унру Марина (см. Киршина М.Г.)

Файнбург Захар Ильич (1922 – 1990), ученый-обществовед, социолог, философ, один из основоположников социологии в СССР. Родился в семье белорусских большевиков-революционеров. С 16 лет жил в Москве, после ареста родителей воспитывался в детском доме. Учился в Институте философии, литературы и истории (ИФЛИ); участник Великой Отечественной войны. После войны окончил экономический факультет МГУ; кандидат экономических наук, доктор философских наук. Работал в Йошкар-олинском лесотехническом институте, с 1960 возглавлял кафедру научного коммунизма в Пермском политехническом институте. Был членом Совета АН СССР по конкретным социологическим исследованиям, членом Правления советской социологической ассоциации. Возглавлял Лабораторию социологических исследований ППИ. Жил и умер в Перми. Одним из первых ученых-социологов стал рассматривать научную фантастику как серьезное художественное и общественное явление, автор нескольких статей о научной фантастике, литературной утопии, один из первых отечественных исследователей творчества С. Лема и братьев Стругацких. Автор книги "Миражи современной утопии" (не издана). [Инф.: История фэндома http://www.fandom.ru/about_fan/fantasto/fainburg_z.htm]

Федореев Николай (1943-1996), свердловский художник. В перестроечные годы автор масштабных пространственных конструкций социальной тематики. В 1988 уже при “демократизации” с очередной выставки объединения «Сурикова, 31» отдел культуры горкома КПСС потребовал снять его двухметровый настенный фанерный короб, изображавший опального Б. Ельцина («Коммунист Борис Ельцин»). Некоторые участники выставки тоже сняли свои работы в знак протеста, а сам художник впоследствии растиражировал разноцветных фанерных Ельциных. Каждому идейно близкому художнику Федореев дарил покрашенный нитрокраской слепок своей руки в качестве рукопожатия. Несмотря на упреки в нарочитой публицистичности, считал себя не “авангардистом”, а “реалистом”, художником злободневных сюжетов и актуальных тем. [Инф.: Электронная энциклопедия «Культура Среднего Урала. Екатеринбург, 1999] 42, 255, 258-260

Филенко, Евгений Иванович(р. 07.02.1954, Пермь), писатель-фантаст. Окончил экономический ф-т ПГУ (1976), работал программистом АСУП Пермского завода им. Свердлова, в НПО "Парма", ВЦ Промстройбанка, МП "Информбанк", в АКБ "Кредит ФД", агентстве недвижимости "Тимур", издательстве "Стрелец", редакции газеты "Пермские квартиры", банке "Стратегия". В 1993 организовал издательство "Бегемот". В школе писал юмористические и пародийные тексты, организовал ВИА "Кентавры", в университете – ВИА "Рапсоды", писал музыку и стихи для песен ансамблей. Руководил эстрадным оркестром пермского Дома культуры строителей (1976-77), ансамблем "Аэроплан" (1978-79), пел в кафе "Молодежное" (1979). Как писатель дебютировал рассказом «Космический десант» («Пионерская правда», 1964). Член правления и активный участник пермского Клуба любителей фантастики «Рифей». Был членом литературного объединения при Пермской организации СП РСФСР. Участник Пермского семинара КЛФ (1981), II Малеевского семинара молодых фантастов и приключенцев (1983), фестивалей "Аэлит-83, 89, 90", "Волгакона-91", "Интерпресскона-95", "Интерпресскона-97" и др. Печатался в газетах Перми, журналах, сборниках «Поиск». Автор сборников повестей «Сага о Тимофееве» (1988), «Звездное небо» (М., 1988), романов «Шествие динозавров» (1991), «Галактический Консул» (публ. нач. в 1984-87, 1 кн., 1994, "Эпицентр", 2 кн., 1999, "Блудные братья", 3 кн., 1999). Произведения переведены на английский, венгерский языки. [Инф.: http://rusf.ru/filenko и http://filenkoe.narod.ru] 140

Филимонов Анатолий Георгиевич (1949, п. Зюкайка Пермской обл. – 2002, Пермь), художник. Окончил Кунгурское камнерезное училище (1967), Московский технологический институт (1973). Член СХ (1977). Творческие направления: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, эмаль по металлу, роспись по ткани. С конца 1970-х участник официальных выставок Пермского отделения Союза Художников. Участник знаменитой «выставки четырех» художников в Пермской галерее (1981, совместно с И. Лавровой, Л. Лемеховым, В. Ханом). Лауреат губернаторской премии (2002) посмертно, за цикл живописных работ «Пермь 100 лет назад». Похоронен на родине. [Инф.: Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987; дополн.] 

Филимонова Надежда Алексеевна (р. 29.05.1956, г. Верещагино Пермской обл.). По образованию товаровед. В Перми живет с 1978, с этого же времени жена художника Анатолия Филимонова. Работает на заводе. [Инф.: Филимонова Н.А.]

Филин Борис Александрович (05.11.1951 – 04.04.1995). Окончил филфак ПГУ. Жил в Перми, работал в редакции газеты «Вечерняя Пермь». [Инф.: Филин Б.А.] 229, 230

Филина Елена Юрьевна (р. 19.01.1952). Окончила филфак ПГУ. Сотрудник газеты «Вечерняя Пермь». [Инф.: Филина Е.Ю.] 230

Филичкин Олег Борисович (р. 1954, Свердловская обл.), гитарист и аранжировщик, автор песен, один из самых деятельных организаторов КСП в Перми. Много лет возглавлял клуб авторов Пермского политехничекого института. Руководитель ансамбля «Берег». Лауреат Грушинского фестиваля. [Инф.: bards.ru http://bards.ru/person.asp?id=2625]

Финочко Сергей Михайлович (р. 12.11.1954, Батуми), журналист. Окончил филфак ПГУ (1977). Работал корреспондентом областного телевидения, газет «Звезда», «Вечерняя Пермь». Живет в Перми. [Инф.: Финочко С.М.]

Фомин Анатолий Аркадьевич (р. 1960, Свердловск), поэт. Публикации в журнале «Уральский следопыт», в Антологии современной уральской поэзии (Челябинск, 1996). Живет в Екатеринбурге. 

Фрадкин Борис Захарович (р. 20.06.1917, Челябинск), писатель, основатель пермской школы научной фантастики. Работал на Челябинском тракторном заводе. Учился в Московском технологическом институте. С началом войны вместе с однокурсниками был направлен на работу в Пермь. Работал на заводе №19 ("Пермские моторы") в эксплуатационно-ремонтном отделе. В должности «ответственного представителя» ездил по воинским частям, помогал авиаторам осваивать новые швецовские моторы для «лавочкиных». Занимался в литобьединении при заводской многотиражке, писал очерки для «Звезды». С 1953 преподавал в авиационном техникуме. С 1962 по 1991 работал в Пермском политехническом институте. Автор книг: «Ответственный представитель» (Молотов, 1951), «История одной записной книжки» (Молотов, 1954), «Дорога к звездам» (Молотов, 1954, 1958), «Пленники пылающей бездны» (М., 1959), «Настойка из тундровой серебрянки» (Пермь, 1967), «Белые пятна безбрежного океана» (М., 1976, 1983), «Нулевой цикл» (Пермь, 1991) и др. Книги переводились на разные языки и издавались в ГДР, Румынии, Чехословакии. Живет в Перми, возглавляет в ПГТУ отделение Пермского областного клуба любителей фантастики "Рифей". [Инф.: http://heritage.perm.ru/culture/persons/fradk01.htm; ОГУП «ОЦПИ» http://www.ocpi.ru:8100/informations/calendar/] 140

Фрадкина Сарра Яковлевна (26.12.1917 – 13.06.2000), профессор кафедры русской литературы Пермского университета. Родилась в Москве. Окончила филологический факультет Киевского госуниверситета (1937). Во время Великой Отечественной войны эвакуировалась в Казань, окончила аспирантуру при Казанском университете (1945). После войны вернулась в Киев, откуда в 1949 вынуждена была уехать вместе с семьей. С 1949 жила в Перми, до 1998 работала на кафедре русской литературы ПГУ, читала курсы истории советской литературы. Автор монографий «Творчество К. Симонова», «В мире героев В. Пановой», учебных пособий «Русская советская литература периода Великой Отечественной войны: Метод и герой», «Традиции русской классики в советской литературе 1940-1980-х гг.». Жена Л.Е. Кертмана. [Инф.: Профессора пермского университета (1916-2001). Пермь, 2001; дополн.]

Хайруллин Амир, одноклассник В. Остапенко и В. Лаврентьева (французская школа № 22). Окончил политехнический институт. Входил в творческую компанию поэтов и художников. 

Хан Виктор (Мацумаро) (р. 1952, Корсаково, Южный Сахалин), скульптор-керамист. Окончил художественное училище в Иркутске, в поисках места для выполнения дипломной работы приехал в Кунгур (Пермская обл.). В 1977-82 жил в Перми, работал в Художественном фонде. Входил в молодежное объединение при Пермском отделении Союза художников, откуда изгнан за «пропаганду» творчества сюрреалистов в Кунгурском камнерезном училище. В 1982 уехал в Москву, затем в Германию (1990, Кельн). Член Союза Художников России. Лауреат международных выставок и биеннале в Италии, Франции, Германии, Южной Корее и др. Участник Всемирной выставки 875 лучших художников мира в Сеуле, приуроченной к Олимпиаде. С 1996 снова живет в России. Арт-продюсер, автор нескольких крупных арт-проектов, акций и выставок современного искусства в Перми во второй половине 1990-х. [Инф.: Мацумаро]

Ханжина (Козорезова) Ольга Анатольевна (р. 1955), журналист. Окончила филфак ПГУ (1978), однокурсница В. Абашева, В. Бокова и В. Субботиной (Кальпиди). Работала корреспондентом газеты «Звезда», областного радио, редактором Пермского книжного издательства, издательства «Капик», корреспондентом и редактором телекомпании «Ветта». Редактор передачи «Пермское метро» телекомпании «Урал-Информ ТВ». [Инф.: Ханжина О.А.]

Хаскин Юрий Георгиевич (р. 27.06.1944, Пермь). Окончил химико-технологический факультет Пермского политехнического института (1969). В 1960-е начинающий оператор, документалист, посещал городской кружок кинолюбителей, входил в творческие круги политеха (театр «СТРЭМ») и университета. В настоящее время бухгалтер-аудитор. [Инф.: Хаскин Ю.Г.] 

Хисматулин Амир Михайлович (р. 04.06.1951). Окончил филфак ПГУ, работал в газете Чусовского металлургического завода, затем редактором газеты "Чусовской рабочий". В перестроечные годы был народным депутатом. [Инф.: Финочко С.М] В 1997 выдвигался кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермской области по 25 избирательному округу (г. Чусовой), но снял свою кандидатуру. В настоящее время частный предприниматель. В сентябре 2003 выдвинул свою кандидатуру к участию в выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ 4-го созыва по 137 Березниковскому и.о. [Инф.: politperm.com http://www.politperm.com/news2/118/3368_1.htm ] 229

Хлебников Олег Николаевич (р. 1956), поэт. Автор сборников стихов: «Апрель» (1975), «Родники» (1976), «Наедине с людьми» (1977), «Город» (1981), «Письма прохожим» (1982), «Местное время» (1986) и др. Живет в Москве. 91

Холмогоров Любим Георгиевич (р. 11.02.1939, Пермь), фотограф. Окончил филфак ПГУ (1964), двухгодичное заочное отделение фоторепортажа и художественной фотографии при Центральном доме журналистов в Москве. Член Союза журналистов (1960). В начале 1960-х работал в газете «Молодая гвардия», затем в агитационно-рекламном отделе Института усовершенствования учителей, в бюро эстетики завода им. Свердлова, Художественном фонде, Главном Архитектурно-планировочном управлении, в областном краеведческом музее (оформлял экспозиции диорам в Перми и Осе, музея Славянова, Кудымкарского, Ильинского музеев и др.). В середине 1960-х руководил фотоделом на ФОПе ПГУ, городскими курсами фотографов, был председателем областной фотосекции Союза Журналистов (устраивал в Перми выставки современной фотографии, Картье-Брессона, возил работы ФОПовцев на Первую фотоуниверсиаду в Свердловск). Участник фотоклуба «20MAX» (М. Душеин, В. Некрасов, С. Скворцов, А. Зернин и др.). После пермского диссидентского процесса 1970-71 лишился возможности заниматься журналисткой работой. В начале перестройки организовал Первую выставку независимой прессы в Театре кукол. Был председателем городского клуба избирателей «Пермское вече», работал в «Крестьянской газете», был председателем регионального отделения движения «Демократическая Россия». Участник региональных фотовыставок, работы публиковались в центральной периодике, в журнале «Советское фото». Живет в Перми. [Инф.: Холмогоров Л.Г.]

Хоменко Галина Петровна, художник. Родилась в Перми. В 1970 окончила Московское Высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). С 1972 работает в Пермской художественной галерее художником-реставратором. Участник областных, зональных, республиканских выставок. Участник творческой группы пермских художников "Семь-Я". Член Союза художников России. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. [Инф.: Культурное наследие Урала http://heritage.perm.ru/culture/persons/homenko/gh01.htm] 48

Христолюбова Ирина Петровна (р. 1938, с. Пижанка Кировской обл.), прозаик. После окончания школы работала в районной газете. В 1960-х переехала жить сначала в Соликамске (работала в газете «Северная звезда»), затем в Пермь, где публиковалась в газете «Молодая гвардия». Окончила университет. После того как в конце 60-х свободомыслящий коллектив «Молодой гвардии» был разогнан, работала литературным сотрудником газеты «Звезда». Автор книг: «Загадочная личность», 1982 (рассказы для детей, переведены на японский язык); «Колокольчики мои», 1985; повесть-сказка «Топало», 1987. [Инф.: Родное Прикамье: Хрестоматия по литературному краеведению (XX век). Пермь, 2001]

Худына Валентина Ивановна, искусствовед. Родилась в Перми, окончила отделение искусствоведения УрГУ (1989). Старший научный сотрудник отдела отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи. Автор многочисленных статей о современных художниках Перми и Урала. [Инф.: Худына В.И.] 51

Цой Виктор Робертович (21.06.1962, Ленинград – 15.08.1990, под Ригой), певец, поэт, композитор, киноактер, лидер группы «Кино». Учился в Ленинградском художественном училище им. Серова (не окончил), в СГПТУ-61 по специальности «резчик по дереву». Работал в реставрационных мастерских дворца-музея в Пушкине, в садово-парковом тресте, кочегаром в котельной «Камчатка». С 1980 начал выступать на квартирных концертах вместе с участниками группы «Автоматические удовлетворители», затем в составе «Гарин и гиперболоиды». В 1982 создал группу «Кино». Участник Ленинградского рок-клуба. Автор альбомов «Начальник Камчатки», «Это не любовь» (1985), «Ночь» (1986), «Группа крови» (1988), «Звезда по имени Солнце» (1989), «Черный альбом» (посмертно). Участвовал в фильме С. Соловьева «АССА» (1987), сыграл главную роль в фильме Р. Нугманова «Игла» (1988). Погиб в автокатастрофе. [Инф.: сайт памяти В. Цоя http://vrt.al.ru] 213

Чебыкина Наталья (1941-1992), поэт. Жила в Перми. В середине 1960-х публиковалась в сборниках «Молодой человек», «Княженика». Автор книг: «Время свадеб», «Сибирский тракт». Умерла от инфаркта. Подборка стихов опубликована в хрестоматии по литературному краеведению «Родное Прикамье (20 век)» (2001). [Инф.: Родное Прикамье: Хрестоматия по литературному краеведению (XX век). Пермь, 2001] 

Чеканова Наталья Анатольевна (р. 1959, г. Пермь). Окончила факультет физвоспитания Пермского педагогического института. Работала демонстратором одежды в общесоюзном «Доме моделей», в трикотажном объединении «Новинка» (агентство «Премьер-модель»), инструктором фитнес, аэробики, женской гимнастики. В настоящее время замдиректора по оргвопросам и рекламе в салоне модной одежды «Смерть мужьям» (Санкт-Петербург). Жена художника В. Остапенко. [Инф.: Остапенко В.Б.]

Челознов Алексей Юрьевич (р. 1955, Пермь). Окончил филфак ПГУ (1977). Преподавал русский язык и литературы в сельской средней школе, работал на кафедре общего языкознания ПГУ. В настоящее время преподаватель кафедры русского языка и стилистики ПГУ. [Инф.: Челознов А.Ю.]

Черепанова Татьяна Алексеевна (р. 1949, Орша, Белорусская ССР), журналист. Окончила филфак ПГУ и факультет журналистики МГУ. В начале 80-х курировала работу творческого объединения при газете «Молодая гвардия». В разные годы сотрудник пермских газет «Молодая гвардия», «Пермские новости», «Звезда», «АиФ-Прикамье». В настоящее время главный редактор газеты «Деловое Прикамье». Живет в Перми. [Инф.: Черепанова Т.А.]

Черкасов Андрей Дмитриевич, в конце 1960-х журналист, заведующий отделом культуры газеты «Звезда», автор книг «Человек находит себя», «...А до смерти целая жизнь». [Инф.: Константинова Л. Мы называем его другом. // Молодая гвардия. 1971. 6 авг. С.3.]. Автор разгромных рецензий на «Княженику» и книгу А. Решетова. 17

Чернец (Поварницина) Нина Николаевна, (1938, д. Новожилово Пермской обл. – 1985, Пермь), поэт. Окончила Пермский пединститут. Публиковалась в сборниках «Княженика» (1967), «Молодой человек». При жизни было издано две книги стихов: «Берега» (1979) и «На дальний свет звезды твоей» (1982). Судьба сложилась драматически. Умерла от инфаркта. Книга «Послушай со мною моих снегирей» вышла после смерти. Подборка стихов опубликована в хрестоматии по литературному краеведению «Родное Прикамье (20 век)» (2001). 

Чернышев Юрий Владимирович (р. 1950), фотохудожник. Окончил филфак ПГУ. Занимался различными видами художественной деятельности: кино, литература, живопись, арт-критика. Участник российских и международных фотовыставок (Москва, Цюрих, Париж, Мюнхен, Кельн, Берлин, Стокгольм и др.). В последние годы использует компьютерные технологии фотоколлажа. Автор фотоиллюстраций к Антологии современной прозы Урала (Челябинск, 1997) и книге В. Кальпиди «Хакер» (Челябинск, 2001). Живет в Перми. [Инф.: Чернышев Ю.В.]

Чичерин Евгений (14.07.1972 – 18.05.1999), музыкант, автор песен, признанный лидер пермского рока. Учился на филфаке ПГУ. Дружил с Д. Долматовым. Играл в группах "Чичерин и компания", "Песельная артель", "Хмели-сунели", участник рок-фестивалей. Покончил с собой.

Чувызгалов Виктор Яковлевич (р. 1932, Пермск. обл), фотограф, художник, поэт. Окончил Московский полиграфический институт. Работал начальником рекламного отдела Пермского издательства «Звезда». С 1967 преподаватель фотодела на Факультете общественных профессий – сначала в политехническом институте, с 1969 – в университете, затем снова в политехе. В 1971 с группой учеников-единомышленников организовал фотоклуб «Пермь». Воспитал плеяду талантливых фотохудожников (Р. Абляшев, В. Бороздин, В. Бикмаев, В. Бабушкин, В. Петухов, С. Постаногов, В. Янц, А. Лысков, О. Перевощикова, А. Ширинкин, Ю. Лукьянов и др.). В кругу участников фотоклуба «Пермь» признан «отцом пермской художественной фотографии». Участник, лауреат и призер российских и международных фотовыставок и фестивалей. В 1984 уехал из Перми, работал сторожем дачного кооператива поселка Ляды, одновременно продолжал творческую деятельность, участвовал в выставках. Автор трех книг стихов и графики. Живет в деревне Ключ Пермского р-на. [Инф.: Бороздин В.М.] 

Чугунова Галина, окончила филфак ПГУ, однокурсница В. Кальпиди, С. Вяткиной, М. Киршиной и др. Живет в Перми. [Инф.: Киршина М.Г.] 153

Чудинова Людмила Анатольевна, одноклассница Н. Гордеевой. Заочно окончила Московский книготорговый техникум, работала в сфере книготорговли. Живет в Перми, работает в книжном магазине. [Инф.: Горланова Н.В.] 120

Чукашин Андрей Юрьевич (р. 1958, Пермь), поэт. Публикации в журнале «Урал», в антологии «Современная уральская поэзия» (Челябинск, 1996). По профессии врач-психотерапевт. Живет в Челябинске.

Шабунин Николай Иванович (род. 22.05.1952), бард, активный участник движения КСП. Учился на биофаке Пермского университета. Работал завхозом студклуба ПГУ, в 1982-83 заведующим камеры хранения общежития производственного объединения «Краснокамск-Нефть» по адресу Народовольческая, 42. С 1983 живет в Ульяновске. [Инф.: Шабунин Н.И.]

 Из не включенного в книгу интервью с Н. Шабуниным (29.05.2002, АЛК): «И когда я из университета с должности завхоза студклуба ушел – увидел объявление: «...обеспечиваются жильем... требуется зав. по хозяйству» – я, естественно, по этому адресу, на Народовольческую 42, прилетаю... Просто по объявлению приехал, без протеже всякого. Ну а поскольку я умел работать, и знал эту работу вдоль и поперек, поскольку с 75-го года я завхозом – приняли меня, конечно. Зарплата – 80 рублей, девятиэтажное здание, принадлежало НГДУ «Краснокамск-Нефть» – Нефтегазодобывающее управление. Мне сказали: «Если выведете нашу гостиницу на первое место по Союзу, дадим квартиру». И я ведь вывел ее как общежитие гостиничного типа на первое место по Союзу в нефтегазодобывающей отрасли! Квартиру не дали, конечно. 

Когда меня принимали на эту должность, она называлась очень хитро: «зав. камерой хранения». А по сути на меня сбросили должность зам. директора по хозяйственной части – за 80 рублей. Ужас. Я должен был поднять эту общагу с нуля. Люди... У них не было даже столов. Там жило много геологов наших же университетских... Ни холодильника, ни стола, ничего – два стула. А ведь это ультрасовременным по тем временам считался проект. Первая автостоянка была сделана охраняемая.

 Цокольный этаж поначалу был не застеклен вообще. И вот началась битва за выживание. Они-то, художники, которые здесь, в общежитии, обосновались, этого не знают совершенно. Вплоть до того, что я однажды лег поперек этого подвала... Приехала комиссия... А я развел такую деятельность бурную, совершенно необычную для нефтегазодобывающих отраслей. Я объездил все склады, замучил управление коммунальной комплектации, я завез людям оборудование – начал со столов, столы, стулья, холодильники. За полтора месяца я все это развернул. Народ сгруппировался, а с народом чего не сделаешь – все, что угодно. Я привез мягкую мебель. Чехословацкие наборы. С этого и начали под меня подкоп. Мебель вне плана, а значит – незаконно. И вот приходит эта комиссия: «Что у вас здесь?» – «Здесь у нас киностудия, фотостудия, художники». – «Значит, так: здесь отсекаем, тут убираем, здесь сделаем отдельный вход и – сауну». Я говорю: «Нет, не пойдет». Куда ребятам-то идти? Ведь все, вся общага, весь город знал – людям было куда пойти – и что теперь? Говорю: «Нет». – «А кто вы такой, чтобы решать?» – «Я материально ответственное лицо. И вы без меня шагу здесь не сделаете больше. На восьмом-девятом этаже – пожалуйста, а здесь сауны не будет». Разговор закончился, и через неделю буквально начали меня выживать.

Что было еще... Я съездил к главбуху, говорю: «Нам нужно оформить зал». Подписи собрал со всех. Хотя они-то, начальники, сначала: «Нет, не надо». Я говорю: «Как не надо? Вы требовали, чтобы я вывел общежитие на первое место? Так вот вам культурный центр». – «Ну, хорошо, сколько будет стоить?» – «Тысячу рублей». Вот, бар оформили, ребята общежитские полночи выжигали отверстия в досках, по эскизу Славы Смирнова. Это был не диско, не концертный зал – это был зал общения. Клуб Авторов. Я тогда через дирекцию, опять же, закупил шикарную аппаратуру! Начали концерты проводить в этом зале. Стулья на концерты приносили со всей общаги. Там стояло сорок стульев. Все остальное – до ста – приносилось из общаги.

В этом общежитии было три отдельных входа, даже четыре. Один вход напрямую в зал. Вот если стоять лицом к общежитию, то слева от центрального входа – это вход непосредственно в наш зал: сначала заходишь в фойе, потом спускаешься три или четыре ступеньки в бар. А вешалок-то сколько надо было сделать! Ведь вообще ничего вначале – голые стены. Ни один художник этого не знает. И вот у нас каждые десять дней проходили выступления, вечера авторской песни. Причем в Перми пять клубов было: университет, политех, пединститут, медики и городской клуб – но все авторы, которые приезжали в Пермь, выбирали наш зал, любили его. И к тому же – у нас не было проблем с размещением: приезжает, допустим, из Кирова какой-то автор – куда его? А у нас проблем не было, потому что девчонки, которые занимались технической частью, горничные, уборщицы – они тоже были свои, и могли наших разместить по комнатам. Бенефисы были и совместные вечера: художник, допустим, выставляется, и тут же выступает автор, который родился в этот месяц. Каждый чувствовал себя востребованным.

 Публикация про наше общежитие была – в отраслевом журнале, в Москве вышла. В 82-м году. А в 83-м я уволился, а потом и уехал отсюда, из Перми». 

Шабуров Александр (р. 1965), свердловский фотограф, художник-концептуалист, литератор. Работал фотографом в судебном морге. После создания ряда разрозненных юмористических объектов и книг (“Книга-колбаса”, “Без слов. *** ****”, “Сокращенный вариант романа Л. Толстого “Война и мир”) уволился из морга и последовательно занялся арт-практикой. Первой общественной презентацией художника стали серии листовок, которые расклеивались еженедельно по улицам тиражом 1 000 экз. (“Шабуров Саша Христос”, “Это – первый”, “Это я научил мир копировать”, “Моя красота спасет мир” и пр.). Все последующие проекты Шабурова представляют подобные же социальные инсталляции, литературные и акциональные non-fiction («Радости обычных людей», «Герой нашего времени» в прозе, цикл поцелуев, акция «Лечение зубов» (1998) и др. в жизни). «Покупка телевизора, холодильника и стиральной машины – вот что такое искусство! Родился – хеппенинг, женился – перформанс, переехал на новую квартиру – инвайронмент» («Березовский концептуалист», 1998). Последний проект «Кто как умрет» (1998) – карикатуры, изображающие причины предстоящих смертей всех знакомых художника, а также известных деятелей плюс заказанная панихида и венки по нему самому. В настоящее время работает в Москве. Как прозаик публиковался в журналах «Несовременные записки», «Уральская новь» и др. [Инф.: Электронная энциклопедия «Культура Среднего Урала. Екатеринбург, 1999; GIF.ru – Искусство России. http://www.gif.ru/people/shaburov/city_266/fah_296/]

Шаламов, Михаил Львович (р. 02.03.1958, Пермь), писатель-фантаст. Окончил филфак ПГУ (1980), однокурсник Ю. Беликова, Ю. Асланьяна, А. Субботина. Работал в редакции многотиражной газеты "Мотовилихинский рабочий". В 1989 основал с компаньонами ТОО "Пульсар", из которого в 1990 выделилось издательство "Янус", выпустившее несколько десятков приключенческих и фантастических книг. После прекращения деятельности "Януса" работал главным редактором в фирме "Стрелец", затем в кооперативе "Книга" (выпуск иллюстрированных детских книг). Литературный дебют – рассказ "Час дракона" (1982), получивший первую премию Международного конкурса на лучший научно-фантастический рассказ. Был членом литературного объединения при Пермской писательской организации. Участник IV семинара в Дубултах (1985), Ялтинских семинаров (1990, 1991). Автор публикаций в газетах «Молодая гвардия», «Советская Россия», альманахе «Лабиринт», сборнике «Ночь любви» (М., 1992). Автор книг: Строгий заяц при дороге: Иронический детектив. Пермь, 1988; Серая хризантема: Фантастические повести и рассказы. Пермь, 1990; книга-игра «Кощеева цепь» (под псевдонимом Василий Шувалов, 1995). Произведения переведены на болгарский, монгольский, чешский языки. Составитель сборников зарубежной фантастики и детективов. Живет в Перми. [Инф.: Шаламов М.Л.]

Шапиро Семен Израилевич (р. 1942), журналист. Окончил журфак УрГУ (1971). Член Союза журналистов. Работал корреспондентом газет «Звезда» (1971-1990), «Пермские Новости» (с 1990), «Местое время». Учредитель журнал-газеты «Наш общий край». В 1970-е преподавал журналистику на ФОПах ПГУ и ППИ. [Инф.: Шапиро С.И.] 191

Шатуновский Марк Алексеевич (р. 1954, Баку), поэт метареалистического направления. Окончил филфак МГУ. Участвовал в поэтическом семинаре журнала «Юность» под руководством К. Ковальджи. Публиковался в журналах «Юность», «Радуга», «Знамя», «Постскриптум», "Five fingers" (США), "6ix" (США), "100 words" (США), "Lettres russes" (Франция), "Glas" (Россия-Англия), в альманахе "Poesie des Regions d`Europe" (Бельгия) и др. Автор книг "Ощущение жизни" (1990, Париж), "Мысли травы" (1992, Москва). 1997 вместе с Джоном Хаем, Вадимом Месяцем и Евгением Бунимовичем входил в оргкомитет международного поэтического фестиваля "Русская поэзия глазами американцев". По приглашению И. Жданова написал совместную с ним книгу "Диалог-комментарий 15 стихотворений Ивана Жданова" (1997). [Инф.: РВБ: Неофициальная поэзия http://www.rvb.ru/np/publication/02comm/46/07shatunovsky.htm] 10, 144, 147-148

Шемелин Юрий, актер. В середине 80-х бывал в творческой компании пермских художников на Народовольческой. [Инф.: Остапенко В.Б.]

Шеншин Владимир Константинович (р. 04.03.1926, Пермь – 27.10.2001, Пермь), филолог, литературовед. После демобилизации по болезни вернулся в Пермь, в 1945 поступил на историко-филологический факультет Пермского университета (окончил в 1950). Учился в аспирантуре (Ярославль), защитил кандидатскую диссертацию (1956). С 1954 по 1961 работал в Абаканском пединституте, затем в Курганском пединституте. С 1964 доцент кафедры русской литературы ПГУ. Научное направление – история русской литературы XIX в. Один из крупнейших в стране специалистов по творчеству Ф.М. Достоевского. [Инф.: Шеншина И.Е.] 

Шилок Владимир, друг детства А. Королева

Шильберг А., см. Субботин А.П.

Ширинкин Александр Сергеевич (р. 05.04.1953, Пермь), фотограф. Окончил Пермский политехнический институт. Творческой фотографией занимается с 1976. Ученик В. Чувызгалова, член фотоклуба «Пермь». В рамках деятельности фотоклуба работы представлены на многочисленных выставках внутри страны и за рубежом. В конце 80-х один из организаторов группы фотографов «Квадро» (вместе с С. Постаноговым, В. Бабушкиным и В. Амотником), участник неформальных выставок на Советской, 8. В разные годы работал на Пермском телефонном заводе, в сельхозинституте (руководил фотоделом на ФОПе), в Пермском книжном издательстве, занимался частным предпринимательством. В настоящее время сотрудник Пермского краеведческого музея. Оформил более 50 книг. Публикации в изданиях «Советское фото», «Фототворчество России» и др. [Инф.: Ширинкин А.С.]

Ширинкин Алексей Викторович (р. 1956). Учился на филфаке ПГУ (с 1974 по 1979). Комментарий Ю. Беликова (03.09.03): «Был завсегдатаем творческого кружка при факультете. Тогда же вошел в группу «Времири». Стихи публиковались в стенгазете «Горьковец» и широко звучали со студенческой сцены. На филфаке познакомился с будущей женой Татьяной Ивановой. Взял фамилию жены. Поэтому первоначально «времири» его звали Ширинкин-Иванов. А когда уже приросла вторая фамилия, стали звать Иванов-Ширинкин. После окончания университета работал в средней школе учителем русского языка и литературы. Ушел из системы образования 2002–м году. Сейчас инженер-кладовщик Пермского центра технического обслуживания «Хемит». После долгого перерыва вновь вернулся к стихам». 20-21, 83

Широков Евгений Николаевич (р. 1931, пос. Касли Челябинской обл.), живописец-монументалист. Окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (1958). Член СХ СССС (1962). Автор портретов людей труда, деятелей культуры. Заведующий отделением портретной живописи государственного института культуры и искусства, народный художник РСФСР и СССР (1986). Почетный гражданин Перми. [Инф.: Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987; Администрация Перми http://www.gorodperm.ru/pochet_grajd.asp; БЭС http://www.slovari.net/show.php?sl=bs&art=72024] 215

Широков Виктор Александрович (р. 19.04.1945, Пермь). Окончил Пермский медицинский институт (1967), заочно Литинститут (1976), Университет марксизма-ленинизма (1989). Работал глазным хирургом в Перми и Москве, старшим редактором в «Литературной газете», главным редактором издательства «Экспресс». С 1993 зам. директора издательства «Культура», с 2001 обозреватель «Литературной газеты». Автор книг стихов «Рябиновая ветвь» (1974), «Звездный ковш» (1977), «Поиски весны» (1981), «Рубеж» (1981), «Прощание с домом» (1981), «Веретено судьбы» (1989). Выпустил книги прозы: «Вавилонская яма» (1999), «Шутка Приапа» (2001). Член СП СССР. [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы. М., 2002-2003] 117-118, 174 

Ширяев Никита Андреевич (р. 17.09.1951), актер, режиссер. Окончил факультет драматического искусства Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (1974), стажировался у Г. Товстоногова. Работал в Пермском Академическом театре драмы (в 1981 Лауреат премии Пермского комсомола за исполнение роли В.И. Ленина в спектакле М. Шатрова «Революционный этюд»), Ленинградском Академическом Большом Драматическом Театре им. М. Горького,  Республиканском русском драматическом театре им. Маяковского (Душанбе); Чайковском муниципальном драматическом театре; Красноярском краевом драматическом театре им. Пушкина; Астраханском драматическом театре. С 2003 возглавил Тамбовский театр драмы. [Инф.: Тамбовский областной драматический театр http://www.tstu.ru/win/kultur/art/theatr/shiryaev.htm; Пермский областной архив политической истории. Фонд 1458. Оп. 29. Д.73] 233

Шкавро Леонид Григорьевич (р. 1920, г. Петропавловск, Казахстан), поэт. Учился в Свердловском институте журналистики. Ушел на фронт, после войны поступил в УрГУ, затем перевелся в Литинститут (окончил в 1951). Работал в ТАСС, в газетах Дальнего Востока, заведовал отделом поэзии журнала «Урал». Автор множества сборников стихов. Комментарий Е. Касимова (23.08.03): «Шкавро – бывший завотделом поэзии журнала «Урал». Борис Марьев говорил: «Путь в уральскую поэзию устлан шкаврами». После войны учился в Литинституте. Когда начались гонения на «безродных космополитов», выступил, как парторг курса, против Антокольского. Каждый год издавал в местном издательстве новую книжку».  42, 143 

Шолохова Наталья Игоревна, театровед, журналист, в 80-е годы сотрудник отдела писем газеты «Молодая гвардия». В начале 90-х редактировала «Балет Урала» («Русские сезоны») – периодическое издание Пермского балетного общества «Арабеск». Вторая жена поэта В. Кальпиди.

Штефан В. (см. Сорокин В.)

Шульман Лев (р. 13.09.1960), арт-продюсер. Живет в Екатеринбурге. Один из организаторов неформального клуба художников и поэтов "Фэн лю" (1989). Директор театра "Провинциальные танцы". Художественный директор Екатеринбургского Центра современного искусства. [Инф.: GIF.ru – Искусство России http://www.gif.ru/people/shulman/city_266/fah_273/] 147, 260, 265

Шумкин Сергей, в начале 1980-х работал вместе с В. Кальпиди на пермском заводе ЖБК. 

Шумов Константин Эдуардович (р. 05.12.1959, Пермь), ученый-фольклорист, журналист, писатель. Окончил филфак ПГУ (1982). В 1982-87 редактор вузовской газеты «Пермский университет». В 1988 основал Лабораторию «Фольклор Прикамья». Кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, преподает на кафедре журналистики ПГУ. Автор книги (под псевдонимом В. Тихов): «Былички и бывальщины» (1991), «Молитвы, заговоры и заклинания» (1992), «Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянином бывшего Чердынского уезда Пермской губернии» (Кн. 1-2. 1992), «Правдивые рассказы о полтергейсте» (1993), «Молитвы и заклинания» (1997), «Дора-дора-помидора» (1997). Разрабатывал настольные и компьютерные игры, которые подписывал настоящей фамилией. В разные годы главный редактор газеты «Спортивные ведомости», сотрудник журнала «Бонжур», газеты «Звезда» и др. [Инф.: Шумов К.Э.] 

Эпштейн Михаил Наумович (р. 21.04.1950), литературовед, культуролог, эссеист. В 1980-е руководил ассоциациями московской гуманитарной интеллигенции: «Клуб эссеистов» (1982-87), «Образ и мысль» (1986-88), «Лаборатория современной культуры» (1988-89). Публикации в журналах «Вопросы литературы», «Родник», «Знамя», «Стрелец», «Континент», НЛО, «Октябрь», «Звезда» и др. Автор книг «Парадоксы новизны. О литературном развитии» (1988), «Природа, мир, тайник вселенной...» (1991), «Постмодерн в России» (2000) и др. Член СП СССР (1978). Академик Академии российской современной словесности (1997). Лауреат премии им. А. Белого (1999), премии журнала «Звезда», премии Либерти (2000). Профессор университета Эмори (Атланта, США). [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы. М., 2002-2003] 5, 12-13, 20, 65, 72, 144, 207

Эпштейн Павел (Пиня) Матвеевич (Мордухович) (1927, Пермь – 1987, Пермь). Окончил истфак ПГУ (1952). Член Союза журналистов (1947). Работал преподавателем истории в школе рабочей молодежи. С 1957 по 1987 сначала старший, затем главный редактор Комитета по телевидению и радиовещанию Пермского облисполкома. Главный редактор по подготовке программ для Центрального телевидения и Всесоюзного радио, главный редактор телегазеты «Прикамье вечернее» с момента ее основания. [Инф.: ПГТРК «Т7»] 

Юзефович Леонид Константинович (Абрамович) (р. 18.12.1947, Москва), прозаик. С 1950 по начало 1980-х жил в Перми. В 15 лет экстерном окончил школу. Работал на заводе фрезеровщиком. Окончил филфак Пермского государственного университета (1970), после чего, отслужив в армии, работал инженером-социологом, корреспондентом газеты «Молодая гвардия», преподавал историю в средней школе № 9. Кандидат исторических наук. Член СП (1982). Автор остросюжетных исторических повестей. Многие его произведения («Обручение с вольностью», "Академический час", "Контрибуция", "Чугунный агнец", "Клуб "Эсперо", «Казароза» и др.) написаны на пермском материале. Автор исторических очерков "Как в посольских обычаях ведется" и "Самые знаменитые самозванцы", книги о бароне Унгерне "Самодержец пустыни". Роман "Князь ветра" из цикла романов о знаменитом сыщике И.Д. Путилине получил премию "Национальный бестселлер". [Инф.: Чупринин С. Новая Россия: мир литературы. М., 2002-2003]

Якименко Юрий, в середине 1960-х студент-филолог ПГУ, актер студенческого театра «Кактус». [Инф.: Королев А.В.]

Якимова Е., в 1987 участница турнира поэтов на страницах газеты «Молодая гвардия».

Якир Петр Ионович, Красин Виктор Александрович, участники диссидентского правозащитного движения 1960-х, руководители Инициативной группы в Москве, арестованы за антисоветскую деятельность в 1972. Публичное отречение и раскаяние П. Якира и В. Красина явилось свидетельством кризиса диссидентского движения. В Перми «филиалом» группы Якира и Красина стал кружок молодой творческой интеллигенции, сплотившийся вокруг отчисленного московского студента О. Воробьева. Следствие в ходе политического процесса по делу О. Воробьева и Р. Веденеева (1971-72), а также последовавшее в 1972 публичное отречение московских лидеров движения, оказалось переломным событием в судьбах поколения пермских «шестидесятников». [Инф.: Терновский Л. Тайна ИГ // Права человека в России http://www.hro.org/ngo; дополн.]

Яшенькина Раиса Федоровна, кандидат филологических наук, в конце 1960-х сотрудник кафедры русской литературы, затем доцент кафедры зарубежной литературы ПГУ. 

 

Продoлжeниe K Oглaвлeнию